fbpx

Стратегия как искусство

Между раз­ра­бот­кой биз­нес-стра­те­гии и со­зда­ни­ем ар­хи­тек­тур­но­го про­ек­та много об­ще­го, счи­та­ет Нур. Ар­хи­тек­тор пред­ла­га­ет вам при­мер­ный эскиз бу­ду­ще­го дома, вы го­во­ри­те о своих по­же­ла­ни­ях, и вме­сте вы по­сте­пен­но при­хо­ди­те к де­таль­но­му, но про­сто­му и по­нят­но­му плану, где нет ни­че­го лиш­не­го. Про­цесс ра­бо­ты над стра­те­ги­ей чем-то похож, но вме­сто ри­сун­ков и чер­те­жей у вас слова. "Про­бле­ма слов в том, что они на­мно­го более аб­стракт­ны, чем кар­тин­ка", - пре­ду­пре­жда­ет Нур. Одну и ту же фразу два че­ло­ве­ка могут по­нять по-раз­но­му, какие-то слова часто ока­зы­ва­ют­ся лиш­ни­ми.

Нур пред­ла­га­ет ви­зу­а­ли­зи­ро­вать стра­те­гию с по­мо­щью кар­ти­нок и схем - это нестан­дарт­ный, но эф­фек­тив­ный спо­соб "от­сечь все лиш­нее" и по­лу­чить ясную, по­нят­ную кон­цеп­цию.

Пре­жде всего изоб­ра­же­ние долж­но быть мак­си­маль­но про­стым: "Чем слож­нее кар­тин­ка, тем тя­же­лее ее по­нять". Эф­фек­тив­ная ви­зу­а­ли­за­ция упро­ща­ет идею, делая ее до­ступ­ной для всех, а не услож­ня­ет. Если вы "пе­ре­муд­ри­ли" с изоб­ра­же­ни­ем, зна­чит, вам стоит еще раз по­ду­мать над стра­те­ги­ей.

Также кар­тин­ка долж­на быть такой, чтобы ее мог легко за­пом­нить и на­ри­со­вать любой ваш кол­ле­га, ин­ве­стор или кли­ент. Хо­ро­шо, если в ви­зу­а­ли­за­ции при­сут­ству­ет че­ло­век. В ка­че­стве удач­но­го при­ме­ра Нур при­во­дит ра­бо­ту од­но­го из своих кли­ен­тов, изоб­ра­зив­ше­го стра­те­гию как гору: чтобы аль­пи­нист до­брал­ся до ее вер­ши­ны, ему надо пре­одо­леть че­ты­ре раз­ных этапа. И глав­ное, чтобы изоб­ра­же­ние можно было по­нять быст­ро.

Нур ре­ко­мен­ду­ет ра­бо­тать с кар­тин­ка­ми так же, как ар­хи­тек­то­ры ра­бо­та­ют с про­ек­та­ми: до­ра­ба­ты­вать, пе­ре­де­лы­вать, пред­ла­гать по­участ­во­вать кол­ле­гам в про­цес­се. Это хо­ро­ший спо­соб во­влечь в про­цесс пла­ни­ро­ва­ния всю ко­ман­ду и рас­ска­зать про общую цель.

Дэвид Нур - биз­нес-кон­суль­тант, экс­перт по ли­дер­ству и "эко­но­ми­ке от­но­ше­ний", ро­дил­ся и вырос в Иране, пе­ре­ехал в США, чтобы изу­чать ме­недж­мент в Уни­вер­си­те­те Джор­джии. По­лу­чил сте­пень MBA в Уни­вер­си­те­те Эмори в Ат­лан­те, где сей­час пре­по­да­ет. Ос­но­ва­тель и CEO кон­сал­тин­го­вой ком­па­нии The Nour Group: среди ее кли­ен­тов были такие ком­па­нии, как Disney, Cisco Systems, Hilton, HP, IBM и дру­гие.

Нур - автор несколь­ких книг о ме­недж­мен­те, в том числе бест­сел­ле­ров Relationship Economics и Curve Benders, по­свя­щен­ных роли кон­так­тов в биз­не­се. В 2021 году вошел в рей­тинг самых мно­го­обе­ща­ю­щих экс­пер­тов в об­ла­сти ме­недж­мен­та Thinkers50.