Стратегию развития можно определить как план владельца бизнеса на получение желаемого результата в определенные сроки. Получить нужный результат помогут стратегия и тактика. Статья ответит на вопрос "что делать?"
Управление проектом по разработке и внедрению стратегии развития следует обернуть в один (или не один) из методов управления проектами. И так, после появления непреодолимого желания ответственного руководства компании достичь какой-то цели и осознания (принятия) необходимых перемен рекомендуется:
1. Провести ревизию факторов производства (на начальном этапе критично наличие аналитиков в кадровом составе). По степени важности факторы производства размещены в порядке убывания: управленческие ресурсы (фактор, связывающий воедино остальные ресурсы производства), информационные ресурсы, финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, природные ресурсы (если применимо).
2. Определить бюджет в его финансовой и нефинансовой составляющих.
3. Сформировать аналитическую культуру и ее уровни:
3.1. Описательный уровень.
- Что происходит?
- Где конкретно?
- С какой частотой?
- Почему происходит?
3.2. Моделирование.
- Что будет, если ничего не менять?
- Что лучшее может произойти и что делать?
4. Проанализировать бизнес-модель (возможно, по схеме Александра Остервальдера, Ива Пинье) для ответа 1. откуда деньги? 2. как деньги тратятся? Взаимосвязь между элементами модели есть ключевые бизнес-процессы.
5. Провести SWOT и ABC-анализ.
6. Определить состав "формулы прибыли" по базовому набору показателей.
7. Определить SMART цели по модели сбалансированной системы показателей в её компонентах:
- 7.1. Финансовый блок: улучшение структуры себестоимости; повышение интенсивности использования активов; расширение возможностей получения дохода; повышение ценности действующих клиентов.
- 7.2. Клиентский блок: цена, функциональность, качество, сервис, доступность, партнерство, выбор, бренд.
- 7.3. Бизнес-процессы: операционное управление, управление клиентами, инновационное управление.
- 7.4. Организационный блок: работа с сотрудниками, it архитектура.
8. Скорректировать структуру факторов производства.
9. Выбрать стратегию с учетом конъюнктуры рынка (агрессивность, предсказуемость, пластичность):
- 9.1. Оборонительная (фокусировки).
- 9.2. Классическая (захват рынка, наращивание ключевых компетенций, ценовая конкуренция).
- 9.3. Визионерская (создание новых продуктов и технологий).
- 9.4. Адаптации (гибкие методы управления).
- 9.5. Формирования (создание экосистемы).
10. Проанализировать воронки маркетинговых инструментов (возможно это: охват, захват, нагрев, сделка, повторная продажа, лояльность, рекомендации) 1. есть ли такие этапы, на которых вообще нет инструментов? 2. есть ли инструменты, которые не используются, но могли бы? и скорректировать структуру инструментов продаж.