Мужчин эффективнее мотивировать, демонстрируя им будущее, которого они смогут достичь в компании. Они сильнее всего вдохновляются, если видят четкие цели и могут получать понятные измеримые результаты. В этом помогает модель SCARF.
SCARF-модель включает в себя пять областей социального опыта человека:
Статус (Status) - покажите, что работа важна для других. Помогает создание профессиональных сообществ, наставничество одних сотрудников, обучение других.
Определенность (Certainty) - дайте уверенность в будущем. Сложные проекты стоит делить на понятные шаги и задания. Помогают также регулярные встречи и обсуждение достигнутого прогресса и будущих шагов.
Автономия (Autonomy) - дайте возможность выбора и ощущение контроля над событиями. В командной работе автономия обычно снижается, так что важно дать команде область, в которой они сами принимают решения - хотя бы позволить самостоятельно обустраивать рабочие места, самовыражаться.
Связанность (Relatedness) - продемонстрируйте дружеские отношения, безопасность окружения. Чувству связанности способствуют неформальные встречи вне работы. Также небольшие коллективы являются более дружными, чем обширные команды.
Справедливость (Fairness) - пожалуй, самый субъективный рычаг. Чтобы участники команды ощущали справедливость, необходимо, чтобы ко всем было равное отношение. Помогает повышение прозрачности, схожий уровень оплаты, понятные и действующие для всех правила.
SCARF-модель опирается на исследования мозга, и в данном случае мотивация основывается на восприятии задачи как угрозы или награды. Мотивация контролируется в первую очередь подкорковыми частями мозга, и при постановке задачи важно понимать, какой будет первая истинная реакция у сотрудника, как он ее воспримет.
Чтобы примерно это оценить, проведите следующее упражнение. По каждому из параметров SCARF, например, по статусу, задайте себе такой вопрос: как человек может воспринять мое сообщение? Повышает оно его статус сейчас или в перспективе или понижает? За каждое повышение ставьте +1, за понижение снимайте один балл, если сообщение ничего не меняет, оставляйте 0. В итоге вы получите число от −5 до +5. Если получили минус, то задача будет воспринята мозгом как угроза, а значит, и мотивации на ее выполнение не будет. Если же вы в плюсе, то мозг увидит эту задачу как награду, а значит, у человека изначально будет внутренняя мотивация для ее выполнения.
feat. Forbes Russia.