fbpx

Необходимость психологического здоровья руководителя

Исследования взаимосвязи профессиональной деятельности и ряда соматических болезней показали тревожную картину: руководители организаций, собственники и врачи-хирурги в восемь раз чаще страдают от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, и в два раза чаще, чем адвокаты или судьи.

Психологи и психофизиологи, изучающие особенности управленческого труда, объясняют это запредельным эмоциональным напряжением, которое проявляется в тревоге руководителя за отношения в семье, состояние дел в организации, отношения с персоналом, с вышестоящими управленческими структурами, взаимодействие с многочисленными проверяющими (но не отвечающими за дела организации) инстанциями.

Цена потери в случаях, когда руководитель не справляется с высоким напряжением, не просчитывается отдельно от всех остальных проблем, связанных с трудностями в работе руководителей. Но можно очертить круг проблем для самого руководителя, которые возникают, в том числе из-за потери интегрированности личности руководителя, из-за применения руководителями неэффективных способов совладания с высокими личностными нагрузками.

1. Алкоголизм.

Согласно исследованию, проведенному учеными лондонской Школы гигиены и тропической медицины и опубликованному в медицинском журнале The Lancet, чрезмерное употребление алкоголя становится причиной почти половины смертей мужчин трудоспособного возраста. Если же уровень потребления алкоголя превышает 8 литров чистого спирта в год, то происходят необратимые изменения на генетическом уровне.

Установлена зависимость: оказывается, больше других пьют люди с низким и высоким достатком, а самый воздержанный - это средний класс. Бедняки злоупотребляют от бедности, невозможности что-то исправить в жизни, а хорошо обеспеченные люди - из-за чрезмерных перегрузок на работе и из-за того, что на деловых встречах и раутах, даже после совместного занятия спортом по четвергам, приходится принимать алкоголь для "установления контактов". Существует даже специальный термин - "менеджерский алкоголизм".

Следствием алкоголизма является целый букет психосоматиченских, невротических, физиологических заболеваний: повышенная раздражительность, бессонница, гипертония или вегето-сосудистая дистония, нарушения функций желудочно-кишечного тракта (запоры, язва желудка, дисфункция поджелудочной железы), головная боль, мышечные боли различной этиологии и т. д. Следствием этих хронических заболеваний являются инфаркты, инсульты и сокращение продолжительности жизни.

2. Профессиональное выгорание.

По данным американского Национального института проблем здоровья и профессиональной безопасности (NIOSH), сегодня в мире свыше 35 миллионов людей страдают от проблем, связанных с профессиональным выгоранием. В конце прошлого тысячелетия психологи обратили внимание на необъяснимую социальную избирательность нового "вируса": до 75% заболевших относились к так называемым "белым воротничкам" или являлись членами семей этих людей. Поиски ответа привели к подходу С. Maslach и М. Leiter, которые предположили, что выгорание - результат несоответствия между личностью и работой.

3. Автомобильные аварии.

В США руководители высшего звена попадают в аварии в полтора раза чаще, чем рядовые менеджеры. При этом стоимость ремонта после аварии, в которую попал директор, составляет вдвое больше, чем ущерб, наносимый сотрудниками более низкого ранга.

4. Дауншифтинг.

Отказ от продвижения по карьерной лестнице, от переезда ради повышения по службе, уход на более низкую должность ради спокойной жизни - все это стороны явления в среде "белых воротничков", которое за рубежом имеет название "дауншифтинг". Термин и само явление дауншифтинга были популяризованы опубликованной 31 декабря 1991 года в газете "Вашингтон Пост" статьей Сары Бан Бреатнах "Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е".

5. Экономические потери.

Цена ошибки руководителя в принятии решения тем выше, чем выше уровень его ответственности. Связь личных детерминант и способов совладания с проблемными ситуациями у руководителей исследовал К.И. Корнев в 2008 году у руководителей среднего и высшего звена. Актуализация личностных ресурсов для решения профессиональных трудностей более выражена у руководителей высшего звена по сравнению с руководителями среднего звена.

Понимание своего "Я", сохранение своей целостности, отсутствие конфликтов между персональными ценностями руководителя и корпоративными ценностями, коуч-сессии, работая через "продвигающие вопросы" у гриля, способствуют эффективной работе управленца. И наоборот не понимание своего "Я", напряжения в личности, потеря целостности ведут к ошибкам в принятии решений, и соответственно несут материальные потери для семьи, организаций и общества в целом.

Значимость поддержания психологического здоровья руководителя может рассматриваться в трех направлениях:

1. Сохранение личностной целостности как человека, семьянина.

Эта часть важна для самого руководителя и его близкого круга людей. Дезинтегрированность (рассогласованность) может привести к неудовлетворенности жизнью ("жизнь проходит впустую", "на обочине жизни"), ухудшению здоровья, потере семьи и близких людей.

2. Сохранение личностной интегрированости руководителя как управленца.

Рассмотрение вопроса в данной плоскости важно для организации, в рамках которой происходит влияние руководителя. Управление психологически не здоровой личностью повлечет за собой финансовые неудачи организации, проблемы в структуре организации, сбои в бизнес-процессах, распад организации.

3. Сохранение руководителя как элиты общества.

Того, кто обеспечивает общественный, научный, культурный прогресс.

Когда разговор заходит о деформации управленца, необходимо учитывать три составляющих нашей жизни: интеллектуальную, эмоциональную и телесную. Человек, ведущий активный образ жизни, регулярно испытывает ощущение усталости и это нормально. Настораживать должно накапливающееся ощущение нехватки сил, апатии и вынужденности происходящего. Как правило, это сигнал к тому, что пора пересматривать мотивацию и ставить новые цели. Необходимо также позаботиться о телесной и эмоциональной "перезагрузках". Кроме того, нужна антикризисная программа, разработанная специалистом, объединяющая все эти аспекты одновременно.

Необходимость психологического здоровья руководителя становится уже не частной проблемой одного человека и одной организации, а общественной и государственной проблемой.