fbpx

Продам молодость. Дорого

Работодатели столкнулись с невозможностью закрывать стартовые позиции. Компании не готовы платить молодым специалистам столько, сколько те хотят. Молодежь считает мизерные оклады издевательством над своими мечтами, предпочитая вовсе не работать.

Как показало исследование Kontakt InterSearch Russia, охватившее 541 компанию и 1008 студентов и выпускников российских вузов, работодатели недовольны необоснованными ожиданиями молодежи (71% компаний считают их главной проблемой подбора на вакансии) и нежеланием выкладываться на работе. Молодые специалисты хотят получать на руки 30 - 50 тыс. руб., работать удаленно или как минимум по гибкому графику и обычно уходят из компании через один-два года, причем большинство (63%) признаются, что так и планировали.

Компании считают, что молодые чаще всего уходят из-за высокого темпа работы (62% опрошенных), и сетуют, что те не умеют планировать свое время и обладают очень плохими знаниями. Сами студенты и выпускники называют другие причины: чаще всего они недовольны уровнем дохода (42%) - работодатели предлагают им от 15 тыс. до 40 тыс. руб. !до вычета налогов.

Продам молодость. Дорого.

Молодежь, у которой нет никакого опыта, хочет много денег, но не готова работать - этот упрек в адрес зумеров и младших миллениалов от представителей российских компаний звучит часто. Выпускник приходит на собеседование на junior-позицию и смело заявляет: "За пару месяцев наберусь опыта, а потом я хочу получать от 200 тыс. руб.", констатирует Мария Высоцкая, коммерческий директор рекламного агентства Red Digital.

То и дело встречаются ожидания 100 - 150 тыс. руб. у кандидатов примерно 1999 года рождения, свидетельствует Екатерина Комиссарова, директор по маркетингу косметического холдинга GSS Cosmetics: "При зарплате 40 тыс. руб. они готовы только на удаленную работу, неполный рабочий день или неквалифицированный труд".

Сами "жадные и ленивые зумеры", они же молодые специалисты, признают, что доля правды во всем этом есть. "Мы все смотрим на знаменитостей в соцсетях. То, что кто-то живет лучше, заставляет людей неадекватно оценивать рыночную зарплату и предъявлять завышенные требования к работодателям", - объясняет Константин Михайлов, 23-летний бизнесмен. Кроме того, в некоторых областях высокие зарплаты стали частью имиджа.

Еще молодые люди желают получить от мира своего рода "возврат инвестиций". Например, стоматологи, только окончившие университет, хотят зарплату 100 - 150 тыс. "Откуда такие аппетиты у молодых специалистов? Можно услышать интересный ответ: "А вы знаете, сколько я отдал за обучение на медицинском факультете?" - приводит пример Надежда Анкудинова, коммерческий директор сети стоматологических клиник «Дельта Дент».

Наконец, новичкам бывает попросту жаль тратить время на работу. "Сегодня мотивация должна проявляться здесь и сейчас. Поэтому и возникает вопрос о зарплатах: если уж тратить молодость, то за большие деньги", - резюмирует Виктор Миронов, управляющий директор консультационной группы ТИМ.

В ожидании зрелости.

На западе компании начали жаловаться на молодежь еще пять-шесть лет назад. Опрос Gallup в 2016 году показал, что 71% американских миллениалов, уже составлявших тогда крупнейшее работающее поколение, неинтересна работа, которой они занимаются. В течение года, предшествующего опросу, 21% сотрудников-миллениалов хотя бы раз поменяли работу - это в среднем в три раза чаще, чем у более старших поколений. Именно тогда американские работодатели столкнулись с невозможностью закрывать низовые позиции вовлеченными и стабильными сотрудниками.

Эту проблему часто связывают с тем, что миллениалы не нуждаются в деньгах так, как нуждались в их годы беби-бумеры и представители поколения Х: родители современной молодежи готовы содержать своих детей до гораздо более зрелого возраста. А каждый второй опрошенный миллениал заявил, что не собирается оставаться на нынешнем рабочем месте дольше чем на год. Появление в офисах представителей поколения Z (зумеров) еще больше осложнило ситуацию: несовпадение их ценностей с ценностями более старших поколений то и дело приводит к конфликтам.

Зачем компании себя обворовывают.

Бизнес со своей стороны интересуется, за что, собственно, он должен переплачивать. "Труд - такой же товар, как и любой другой. Никто не будет много платить за недостаточно качественные товары. Молодой специалист приходит в лучшем случае только с теоретической базой. Платить ему за то, что он набирается опыта, неправильно. Скорее он должен платить за возможность научиться работать, - считает Александр Фарберов, гендиректор производителя кухонь "Атлас-Люкс".

Впрочем, в оценке того, что такое небольшая компенсация, компании расходятся. "Предлагать зарплату 20 тыс. руб. - издевательство, потому что прожить на это невозможно. Ожидать, что голодный сотрудник будет хорошо работать, странно, - убежден Константин Рензяев, гендиректор поставщика облачных решений Corpsoft24. - Поэтому даже стажерам мы платим минимум 40 тыс. руб.". Платя меньше, компании рискуют остаться без сотрудников.

Вакансии с окладом в диапазоне 25 - 35 тыс. руб., которые дают в работу кадровые агентства, не закрываются, признает Юлия Свитковская, CEO консалтинговой компании HR-trend: "На таких позициях постоянная текучесть. У работодателя есть иллюзия, что в моменте он платит меньше, но он нанимает неквалифицированные кадры и, по сути, тратит гораздо больше на привлечение, на удержание, на постоянное обучение. Эти скрытые потери, к сожалению, не все работодатели умеют считать и тем самым обворовывают сами себя. Новое молодое поколение не дает с собой это проделать, и поэтому они выставляют вполне адекватный доход, который они хотели бы получать".

Высоцкая развивает эту мысль: "Большие взрослые работодатели" часто встают на позицию "Сейчас мы научим тебя жизни". Жесткая иерархичность корпоративной структуры, постоянные придирки к молодому специалисту, мизерные зарплаты и крайне ограниченный горизонт личностного роста только укрепляют это противоречие. Сталкиваясь с насмешками над своей мечтой, молодые уходят из больших компаний с твердым намерением "никогда больше не работать на дядю". "Дядя", впрочем, далеко не всегда расстраивается: не такие уж ценные работники уходят.

Другая крупная претензия к молодежи - несоответствие заявляемых и требуемых навыков. "В целом работодатели, как показывают наши опросы, не требуют от молодых специалистов невозможного. Наличие опыта критично только для 19% компаний, остальные ждут от выпускников проявления инициативы, ответственности и умения работать в команде. Почти 90% молодых специалистов считают, что у них есть эти навыки. Работодатели с ними не согласны: только треть признают, что выпускники умеют работать в коллективе и готовы брать на себя ответственность", - приводит данные Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления hh.ru.

Стремления достичь профессиональных высот, сделать карьеру и зарабатывать больше у молодежи тоже нет. "Они достигают комфортного для себя уровня и дальше не рвут подметки", - описывает ситуацию Рензяев. Потенциальные риски при выборе молодого сотрудника - низкий уровень осознанности, ответственности и жизненного опыта, предупреждает Комиссарова: "На собеседовании с молодыми кандидатами часто бывает, что именно после вопроса о мечтах или хобби загораются глаза. Тогда и оказывается, что работа в ИТ для него - это "просто перебиться", пока не соберет рок-группу, в которой будет бас-гитаристом. Молодые уходят из компании при первых трудностях. Проблемой становится отсутствие финансовых обязательств перед кем-то или чем-либо". У молодых обычно нет ни супругов, ни детей, зато есть родители, готовые их содержать.

Нужно договариваться.

Ключ к примирению сторон, как это часто бывает, - шаги навстречу друг другу. "Путь становления профессионалов теперь будет, вероятно, более долгим и трудным: сначала ребята пообламывают крылья на несбыточных ожиданиях и лишь после этого примут реальность, тогда и начнется их реальный карьерный рост", - оценивает ситуацию Высоцкая.

"Сейчас, в пост пандемийный период, рынок труда - это рынок работодателя, специалистов с опытом среди соискателей все больше, - предупреждает директор по персоналу ООО "Байкал-Сервис ТК" Татьяна Козлова. - Поэтому молодым людям без опыта в своих зарплатных ожиданиях приходится быть достаточно гибкими". И они это понимают: опросы hh.ru показывают, что 58% начинающих специалистов в 2020 году были готовы снижать свои зарплатные ожидания ради трудоустройства.

Научиться общаться нужно еще по одной причине: представителям нового поколения очень важна быстрая, частая и позитивная обратная связь, подчеркивает партнер консалтинговой компании "Экопси" Вероника Луцкина. Исследования "Экопси" показывают: молодые сотрудники выгорают намного чаще зрелых, не в последнюю очередь потому, что не видят "лайков" от руководства. Если работодатель хочет удержать молодого специалиста в компании, ему надо научиться оперативно давать обратную связь.

"Нужно не сваливать вину на новое поколение, а адаптировать бизнес под него. Век консервативных управленцев прошлого подходит к концу. Для нашего поколения гибкий график, удаленная работа, опоздания, хаотичный образ жизни - это нормально. Взамен этих минусов приходят креативность, рациональность, нешаблонность мышления, что может приносить многим компаниям колоссальную выручку", - выражает мнение молодежи Константин Михайлов.

Если кандидаты используют нешаблонное мышление во благо и осознанно идут в конкретную компанию, велик шанс, что они останутся довольны друг другом. "Отличный тому пример: к нам ну очень хотел устроиться парень из МГИМО на позицию продуктового маркетолога, - рассказывает Юлия Шумова, HR-специалист Semrush. - У него опыт фриланса на рынке России, наши требования - как минимум middle-специалист с международными проектами. Но потом мы увидели ТЗ, выполненное на очень высоком уровне. Он работает уже больше полугода, и очень эффективно".

Как и многие западные эксперты по менеджменту, представители российских компаний считают, что молодежь меняет правила игры: на смену прежним представлениям о менеджменте скоро придут совершенно другие.

feat. Дарья Сальникова.