Режим многозадачности опасен

Для карьерного роста не обязательно много знать и уметь, работать в режиме многозадачности опасно, а неэмоциональный начальник не эффективен, убежден американский писатель, психолог, научный журналист, Дэниел Гоулман.

Настроение начальника.

Великие лидеры пробуждают в нас страсть к великим делам и вдохновляют. При попытке объяснить, в чем же их секрет, чаще всего вспоминаются стратегии и яркие идеи. Но реальность примитивнее: великое лидерство возможно благодаря эмоциям. Неважно, какие у лидера намерения - создать стратегию или мобилизовать команду, успех зависит от того, как он это сделает. Первостепенная задача - правильно направлять эмоции, иначе все, что он делает, будет работать не так, как должно.

От настроения начальника напрямую зависят моральный дух, мотивированность сотрудников и, соответственно, работа всей организации. Понимание значимости эмоций отличает хороших лидеров от всех остальных.

Для управленческих должностей уровень IQ служит некой пороговой величиной, необходимым условием, чтобы занять пост руководителя. Интеллект в привычном понимании слова нужен лидерам для осознания сложности работы. Не обязательно обладать огромным багажом знаний и навыков - можно нанять одаренных сотрудников. Но чем выше вы продвигаетесь по карьерной лестнице, тем большее значение приобретает эмоциональный интеллект для вашей эффективности.

По мнению Гоулмана, лучшие из лидеров склонны к самоанализу (четко знают, в чем они хороши, а в чем слабы), самоорганизованы и эмпатичны. Звездные лидеры - в первую очередь звезды в управлении собой.

Эмоциональный интеллект.

Наш ум и опыт, конечно, важны на работе. Но в одиночку они вряд ли приведут к переходу на более высокую позицию. Решающими критериями при принятии на работу и особенно при повышении сотрудников часто становятся личные качества. Без таланта убеждения, инициативности, эмпатии и способности адаптироваться уже давно далеко не уехать в профессиональном мире.

В условиях, когда нет гарантий сохранения работы, гарантом трудоустройства в некоторой степени выступает эмоциональный интеллект. Под ним подразумеваются не интеллектуальные возможности, а способность управлять своими эмоциями и отношениями с другими людьми. В модели Гоулмана эмоциональный интеллект состоит из четырех частей:

  1. Самосознание. Понимание, что ты чувствуешь и почему ты это чувствуешь, а также как это соотносится с твоими ценностями.
  2. Саморегуляция. Умение управлять собой, мотивировать себя, следовать своим целям, приходить в себя после неудач и по возможности не поддаваться стрессу.
  3. Эмпатия. Понимание, что чувствуют и думают другие люди, способность сопереживать им.
  4. Социальные навыки. Умение коммуницировать с людьми, влиять на них, вести переговоры.

Эмоциональный интеллект можно развивать самостоятельно. Например, распространенная проблема - неспособность услышать собеседника. Когда кто-либо входит в офис, вы, вместо того чтобы слушать, начинаете высказывать свои мысли. Если же постараться перестроиться и начать слушать собеседника при каждой возможности, то в скором времени этот навык войдет в привычку и вы автоматически, прежде чем высказываться самим, будете выслушивать других.

Современные организации также заинтересованы в развитии эмоционального интеллекта своих сотрудников. Для этого они проводят тимбилдинги, тренинги по коммуникациям и ведению переговоров или даже нанимают коучей.

Внимание, внимание.

В своих книгах психолог много пишет о внимании. По его словам, из-за развития технологий и распространения гаджетов мы рискуем утратить навык концентрации внимания. Работать в режиме многозадачности не означает умение одновременно концентрироваться на нескольких занятиях, скорее это про способность переключать свое внимание с одного дела на другое. Но постоянные частые переключения истощают внимание, поскольку для каждого нового занятия нужно заново фокусироваться, а это требует времени и дополнительных усилий.

Игнорирование отвлекающих факторов и концентрация на одном занятии приводит к лучшим результатам, убежден Гоулман. И никогда еще это умение не было таким актуальным, как в наши дни. Он советует не заниматься несколькими делами одновременно, прислушиваться к экспертам, которые лучше вас разбираются в предмете и могут скорректировать ваши действия, и выделять достаточно времени на то, в чем хочется преуспеть.

feat. Лина Бышок.