Понятие целеполагания.
Научиться принимать решения относительно необходимости какого-либо дела значит соотносить его возможный результат с тем, что вы на самом деле хотите достичь, т.е. с вашей целью. Википедия даёт такое определение цели:
Цель - идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.
Ещё одно определение гласит: цель - это мысленная модель желаемого результата, идеальный образ будущего. Если мы знаем, чего хотим достичь в результате, гораздо легче отсеивать среди ежедневных дел ненужные. Хорошо поставленная цель мотивирует, упорядочивает мысли, упрощает решения и, в конечном счёте, приводит к значительному росту эффективности.
Цель в философии означает представление, которое индивид стремится реализовать. Она представляется продуктом сознательной деятельности и воли, субъективной формой волевой мотивации, однако аналогично с внутренними психическими явлениями, понятие цели переносится на наружный объективный мир.
Цель является идеальным внутренним предвосхищением итогов деятельности и возможностей ее достижения при помощи определенных средств. Цель взаимосвязана со стремлениями и желаниями личности, с намерениями, с представлениями будущего, с сознанием и волей. То есть она является базисом для любого действия, поступка, а также будет его конечным результатом.
В самом общем представлении, цели ранжируются по трём уровням:
Первый уровень - оперативная цель. Это сиюминутные, обыденные цели, которые носят подчиненный характер в отношении тактики. Они довольно редко определяются сами по себе, скорее они являются конкретизацией деяний в достижении целей тактического характера.
Второй уровень - тактические цели. Они выходят из стратегических ориентиров. Тактические цели конкретизируют такие компоненты, как их ценность. Они, по сути, являются шагами и задачами, которые направлены на осуществление целей стратегического характера.
Третий уровень - стратегические цели. Они являются наиболее значимыми среди остальных жизненных целей. Они определяют путь жизненного прогресса человека, группы людей или организации в целом. Жизнь индивида во всех ее проявлениях и жизненных шагах обуславливают стратегические цели. Они являются направляющим фактором любой активности.
Характер формирования личности и ее изменчивость отражают свойства целей. К ним относят: глубину, их согласованность, пластичность, корректность.
Глубина целей заключается в их влиянии на разные области жизни и уровень такого влияния. Данное свойство характеризует стратегические цели.
Степени взаимосвязанности и влияния на иные цели определяются таким свойством как согласованность.
С течением времени любые цели претерпевают трансформации - за это отвечает пластичность. В связи с тем, что ценности образуются постепенно, цели стратегического характера также претерпевают изменения.
Согласованность между целями тактического характера и стратегическими ценностями-целями обуславливаются таким свойством как корректность целей.
Главной характерной чертой целей является их индивидуальность. Даже если они называются одинаково, каждая личность за своими целями имеет определенные персональные ценности и субъективные смыслы.
Цель никогда не появляется сама по себе, а является результатом процесса целеполагания - сознательного либо нет. Целеполаганию можно дать такое определение:
Целеполагание - процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи.
Целеполагание часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.
Целеполагание - первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач. Огромную роль в процессе целеполагания играет и структурированность мышления, и логика.
В основе любой человеческой деятельности лежит определённая потребность либо возможность, которые покоятся на фундаменте определённых жизненных ценностей (мета-целей) личности. Потребности могут не осознаваться, в то время как возможности должны быть предварительно замечены. Все они ведут к возникновению определённого мотива, и он не обязательно осознаётся человеком. Отдельно можно говорить о существовании мотивировок - сознательных доводов в пользу того или иного мотива.
Смыслом целеполагания является проявление экзистенциальной сущности человека, т.е. это процесс активного вырабатывания реальности. Это одна из основных потребностей личности. Целеполагание направлено на увеличение уровня энергии. Целеполагание минимизирует или полностью снимает уровень тревожности и уменьшает неопределенность.
О целеполагании как таковом можно говорить только в том случае, если человек специально пытается осознать свою цель, проанализировав имеющиеся у него потребности и возможности, а затем представив идеальный образ желаемого будущего. В этом случае запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.
Отказ от целеполагания бывает связан с внутриличностными конфликтами, со страхами, которые обусловлены опытом постановки целей без их достижения, с недостатком сведений о персональном потенциале, ресурсах для их движения и достижения. Принципы целеполагания, вырабатывания структуры целей лежат в согласованности и взаимосвязи.
Отсутствие осознаваемой цели приводит к отсутствию этапа планирования, соответственно, поиск ресурсов для достижения неявной цели и соответствующие действия совершаются хаотично. Этот процесс не позволяет никак контролировать итоговый результат, а усилия, потраченные таким образом, с большой долей вероятности будут напрасными. Задача - сделать процесс целеполагания управляемым.
Планирование и целеполагание.
Успех - это процесс, характеризующийся закономерностью, и начинается он с составления плана. Успеха можно достичь гораздо быстрее, если существует стратегический план. В персональном стратегическом планировании целеполагание наиболее полно обнаруживает свой потенциал.
Стратегическое субъективное планирование способствует:
- определению важнейших направлений, нахождению цели и смысла жизни;
- принятию положительно заряженных решений и улучшению будущего;
- концентрации усилий на том, что действительно значимо;
- достижению наивысших результатов в максимально короткие сроки;
- значительному повышению уровня производительности собственных действий;
- получению удовольствия от более полного равновесия, свободы и денег;
- ликвидации страха, тревожности, неопределенности и сомнений;
- более эффективному употреблению собственных навыков и наработок;
- повышению общего спокойствия и качества жизни;
- большему производству, что в итоге приводит к большим результатам.
Стратегическое целеполагание базируется на том, что жизнь человека не сможет пойти в соответствии с планом, если самого плана не существует.
Процесс постановки целей неразрывно связан с иерархией потребностей. Движение направлено от удовлетворения потребностей одного уровня к другому. То есть удовлетворение материальной потребности предшествует потребности в личностном развитии.
Пирамиду потребностей можно рассматривать с позиции двоякой направленности движения, т.е. удовлетворение потребности одного уровня в дальнейшем ведет к движению в двух направлениях: удовлетворению потребностей этого же уровня или удовлетворению потребностей следующего уровня.
Целеполагание подразумевает под собой выполнение двух задач. Первая заключается в закрытии текущего уровня пирамиды и переход на последующий более высокий уровень. Вторая заключается в переходе на потребность, находящуюся на аналогическом уровне следующей пирамиды.
Такая же ситуация обстоит с планированием: что следует сделать для перехода на последующий уровень, и какие поступки необходимо совершить для того, чтобы перейти на такой же уровень следующей пирамиды.
Стратегическое планирование является процессом систематизированным, последовательным и логическим, который базируется на рациональном (разумном) мышлении. Наряду с этим оно представляет собой и искусство прогнозирования, выбора альтернативных решений и исследования.
Обобщенное целеполагание в зависимости от уровней пирамиды предполагает уточнение определенной личностью собственных задач по соответственным уровням. Для целеполагания реализуется конкретизация действий и планирование движения.
Способы целеполагания.
Существуют следующие основные способы целеполагания:
1. Интуитивный поиск цели наиболее распространён. Алгоритм действий в данном случае предельно понятен: необходимо внимательно относиться к собственным идеям и догадкам, ожидая озарения. Можно предположить, что это "заводские настройки" целеполагания, "встроенные" в каждого человека "по умолчанию". Так происходит потому что интуитивные цели формируются на основе существующего опыта, знаний и умений человека, а их проявление означает переход неосознанной потребности (проблемы) в осознанный мотив действий, чем и запускается процесс целеполагания.
2. Изобретение целей представляет собой экспериментальный процесс, основанный на пробном достижении возможной цели в недалёком будущем и (или) в уменьшённом масштабе. Например, это случается когда вы принимаете важное решение (найти себе хобби по душе), но не знаете, как конкретно его реализовать. В этом случае вы можете попробовать программирование, вышивание... и так до тех пор, пока не найдёте именно "ваше". При этом вашей целью может стать занятие этим видом хобби в течение некоторого времени (месяца, например), а затем вы подводите итог и выбираете то, что вам ближе.
3. Метод вычисления цели работает по следующему алгоритму. Сразу после осознания ключевого мотива (хочу машину) нужно выписать все варианты, ведущие к результату. Необходимо понимать, что варианты могут быть разными - "заработать на покупку личного авто", "выпросить автомобиль у мужа", "выиграть автомобиль в лотерею" и, возможно "украсть у соседа по даче". Далее необходимо выписать качественные и количественные критерии, которые существенно влияют на результат. Затем достаточно оценить придуманные варианты, выбрав наилучший в каждой строчке, и просуммировав финальные показатели.
4. Метод "выбор и предписание". Этот метод подразумевает, что у нас уже есть определённое количество
кем-то поставленных целей, и нам необходимо всего лишь "выбрать" одну из них в качестве своей и "предписать" для себя её выполнение. По сути своей, это способ подражания кому-либо и попытка действовать по уже известному алгоритму. Примером такой ситуации может стать постановка цели молодого человека, заканчивающего обучение в школе: мама хочет, чтобы сын стал писателем, отец желает видеть его в качестве юриста, а дедушка и бабушка видят во внуке перспективного металлурга. Не желая выбирать либо не имея такой возможности, молодой человек всегда может выбрать одну из целей, "заготовленных" для него родными, и стремиться к её достижению - так, как будто эта цель была выбрана им самим. Стоит отметить, что это достаточно хороший способ, хотя подходит он далеко не всем.
В ряде случаев, изначально поставленная цель может оказаться поверхностной. Психологи часто выделяют многослойность цели, а также отмечают многочисленные неточности в формулировке, которые расходятся с действительно желаемым. Чтобы получить действительно хорошо сформулированную цель, необходимо специфицировать её содержание. Так, в примере выше (хочу машину) может содержаться нечто большее, чем просто желание купить транспортное средство - например, желание повысить свой статус, продемонстрировать окружающим собственную самостоятельность, способ приобщиться к интересам определённой группы людей и другие. Осознание глубинного мотива может помочь в достижении истинной цели, повысив уровень понимания себя и обеспечив более качественное удовлетворение исходной потребности.
Методы постановки целей.
Существует свыше 30 методик целеполагания. Они предлагают разные подходы к выбору и постановке целей. Предлагаем обзор наиболее популярных и универсальных техник, которые актуальны для жизни и бизнеса:
Дерево целей. Методика разработана в 1957 году американскими исследователями Чарльзом Черчменом и Расселом Акоффом как инструмент системного анализа. Её суть заключается в том, чтобы определить генеральную цель, цели первого и второго порядка, под-цели, проблемы, задачи, а также взаимосвязь между ними.
Методика предполагает создание графической модели целей в виде дерева. В верхней части на большом листе бумаги вы пишете главную цель, на втором уровне размещаете цели первого, а затем второго порядка, которые помогают её достичь, далее действуете по такой же схеме пока не дойдёте до нижнего уровня. Параллельно на каждом этапе указываете ресурсы, которые необходимы для реализации целей. Вот по каким принципам составляют дерево целей: последовательность, упорядоченность, наглядность.
Метод интеллект-карт. Его также называют методом ментальных карт, умными картами или майндмэпингом. Технология разработана британским психологом Тони Бьюзеном. Он предложил ставить цели с помощью прямых ассоциаций. Традиционные способы обработки информации отнимают много времени, требуют значительных усилий и не гарантируют результата.
Ассоциативное мышление, основанное на образах, сенсорике и интуиции, генерирует идеи быстрее и точнее. Вот как это работает при целеполагании: вы изображаете главную цель на бумаге. Например, если хотите купить дом, рисуете дом как можно детальнее. Затем так же ярко и образно изображаете то, что поможет достичь цели. В случае с домом это деньги, умение строить, покупка участка и прочее. С каждой под-целью делаете то же самое: рисуете ассоциативные образы, которые помогут её реализовать. Например, деньги на дом могут ассоциироваться с работой, кредитом, выигрышем в лотерею и т.д.
Выделяют такие правила ментальных карт: будьте выразительны, рисуйте как можно подробней, ассоциируйте, выражайте мысли коротко и ясно, соблюдайте иерархию, используйте номерную последовательность. Технология интеллект-карт применима и в постановке бизнес-задач.
Колесо жизни, или колесо баланса. Ещё один метод, основанный на визуализации. Предложен Полом Майером. Заключается в следующем: вы рисуете круг, внутри его чертите линии, проходящие через центр. Это шкалы ценностей - те сферы, где вы хотите достичь определённых целей: здоровье, деньги, семья, общение и т.д. Названия и число шкал вы определяете сами. Это может быть что угодно.
Далее по 10-бальной системе оцениваете свои достижения в каждой из них и соединяете отмеченные на шкалах точки замкнутой линией. Внутри круга должна получиться фигура, которую следует заштриховать. Область, оставшаяся не закрашенной, - это зоны роста для постановки целей. Колесо баланса можно построить и для бизнеса.
Метод Брайана Трейси. Американский бизнес-тренер предложил простой способ, как выбирать приоритеты. Вы составляете список значимых целей. Обязательно записываете их на бумаге. На этом этапе важны конкретность и чёткость формулировок. Когда список готов, вы делаете следующее: перечитываете каждую цель и представляете ситуацию, будто она уже реализована. Внимательно следите за своими ощущениями, запоминаете их. Те цели, которые вызывают наиболее яркие впечатления, приятные чувства и в большей степени изменяют вашу жизнь в лучшую сторону, следует включить в число приоритетов.
Целеполагание по системе сбалансированных показателей (BSC). Методика применима к компаниям в рамках стратегического подхода управления бизнесом по целям. Её авторы Дэвид Нортон и Роберт Каплан, привязали к каждой цели компании конкретные показатели. Такой подход позволяет понять, насколько на данном этапе развития реализована цель. Схематично реализация технологии BSC выглядит так: стратегические цели компании конкретизируются и разделятся на подзадачи, которые связываются между собой в стратегической карте. К каждой задаче подбирается свой измеримый показатель. Методика достаточно сложна, но результативна.
SMART. Технология популярна и широко известна. Активно используется при определении формулировок выбранных целей. Название SMART - это аббревиатура английских слов, определяющих ключевые характеристики целей:
- Specific: цель должна быть предельно конкретной и детализированной;
- Measurable: она должна быть измеримой;
- Achievable: она должна быть достижимой;
- Relevant она должна быть реалистичной;
- Time-bonded: она должна быть реализована к определённой дате.
Пример неправильной цели по SMART: Стать лучшей компанией года.
Пример правильной цели по SMART: 31 декабря 209 года занять первое место в рейтинге "ТОП-8 эффективных компаний Простоквашино" по итогам 2020 года.
Процесс целеполагания.
Процесс целеполагания является отправной точкой в любой деятельности человека, так как цели вне деятельности просто не бывает.
Различают 8 существенных моментов процесса целеполагания:
1. Неосознаваемые потребности лежат в основе любой деятельности. Потребность является объективной нуждой. Часто потребности навязываются, то есть они существуют независимо от воли человека. Так, например, человек должен дышать, пить и кушать для того, чтобы жить.
2. Так как человек в процессе жизнедеятельности испытывает множество различных потребностей, единая мотивационная система определяется как довольно сложная, противоречивая и частично осознаваемая. В психологии существует феномен, который называется "борьба мотивов". Это означает, что мотивы имеют иерархическую систему значимости и вступают в конкуренцию друг с другом. Самым значимым или выигравшим борьбу мотивом считается цель.
3. Цель является опредмеченным желанием. Это безупречный образ, искажающий реальность. В качестве идеального образа она является довольно сложным комплексным образованием, которое состоит их формулировок, доводов, прогнозов и ожиданий, фантазий, догадок и др. Сегодня цель разумеется как сознательное и рациональное явление, однако при этом нельзя не учитывать эмоционально-образные корни, влияющие на то, каким образом она будет осознаваться.
4. Внутренние механизмы потенциального прогнозирования используются для выбора цели. Для постановки чаще выбирается событие с более высокой степенью субъективной вероятности. Реальный результат с целью в качестве внутреннего образа и субъективным предсказанием всегда расходятся.
5. Образ процесса осуществления цели и представление о затрачиваемых ресурсах всегда входят в образ цели. Планирование является сознательным анализом (прояснением) и письменной фиксацией шагов достижения цели и необходимых ресурсов.
6. Представления о происходящих процессах и затрачиваемых ресурсах осуществления всегда будут расходиться с тем, что доступно в реальности. Даже самое идеальное планирование объединяет в себе некоторые погрешности, которые в процессе приходится подвергать корректировке.
7. Чем более ярко и четко осознается и представляется цель, тем интенсивнее мотивационные процессы для ее достижения, а также и больше активность при достижении результата.
8. Он заключается в том, что чем ближе индивид подходит к результату, тем интенсивнее сила мотивации, также как и активность деятельности (градиент цели).
Процесс целеполагания является довольно длительным и сложным. Сложность его лежит в необходимости трансформаций неосознаваемых желаний в отчетливо и внятно сформулированную цель, в выстраивании в сознании плана нужных деяний и ресурсов для достижения результата. А длительность целеполагания определяется тем, что она не заканчивается только лишь выбором цели вначале деятельности. В ходе деятельности появляется множество несогласованностей между образом и существующими результатами. Основы целеполагания являются залогом реализации желаний и идей.
Этапы целеполагания.
Независимо от того, какую методику целеполагания вы выберете, вам нужно пройти следующие этапы:
1. Определить потребности и мотивы, значимые для вас. У компаний целеполагание может начинаться с определения Миссии и Видения и описания текущей ситуации.
2. Выбрать подходящую методологию целеполагания. Лучший способ сделать это - попробовать несколько методик или сразу все.
3. Реализовать методику. Нарисуйте дерево целей или составьте интеллект-карту. При этом всегда помните о следующих правилах:
- цели должны иметь конкретную формулировку;
- они не должны дублировать друг друга;
- при формулировании целей не используйте предлог "не";
- целей первого порядка не должно быть более трёх;
- цели делятся на под-цели и задачи;
- каждая цель должна иметь срок исполнения;
- цели, под-цели и задачи должны быть зафиксированы на бумаге.
Реализация целей.
Надеюсь, вам удалось избежать внешних влияний и вы определили цель на основе собственных потребностей и мотивов. Для успешной реализации целей вам необходимо регулярно планировать свои действия, контролировать выполнение и корректировать план, если это необходимо. Это крайне важный этап и доверить его просто листку бумаги неразумно.
Составьте план действий на основе выбранных целей. Определите важные задачи и действия, которые вам нужно сделать для достижения целей. Внесите эти задачи в свой календарь с указанием срока выполнения. Это позволит занять время в календаре для выполнения важных задач и сосредоточиться на их выполнении.
Начните выполнение плана. Постоянный контроль предусматривает анализ реализации плана. Корректируйте план по мере необходимости. Обстоятельства меняются, что требует изменений в плане: содержании выбранных действий и их последовательности.