fbpx

Фактор недостаточной успешности

К проблеме когнитивной ригидности постоянно обращаются психологи самых разных научных школ и их направлений. Её изучение отражено в огромном количестве экспериментальных работ и теоретических интерпретациях, причём почти каждый исследователь даёт своё определение понятию "ригидность", хотя все дефиниции несут достаточно схожий смысл, несмотря на различия в теоретических подходах и терминологии.

Под ригидностью понимается использование субъектом неадекватных для определённой конкретной ситуации стереотипных форм поведения, его неспособность изменять стратегию, которая могла быть успешной ранее, но сейчас потеряла свою актуальность.

Изучение любых закономерностей ригидного поведения, тех причин, по которым оно возникает, вносит свой вклад в понимание сути явления, которое снижает уровень адаптации у здоровых людей, а у пациентов психиатрических клиник может быть одним из главных симптомов целого ряда заболеваний.

Когнитивная ригидность рассматривается различными теоретическими концепциями (Л.С. Выготского, Р. Кеттэлла, К. Левина, З. Фрейда, К. Гольдштейна, Г. В. Залевского и др.) и чаще всего трактуется как тугоподвижность мышления, жесткость когнитивных схем, стереотипия.

При решении мыслительных задач ригидность проявляется в привязанности к рутинному способу действий, недостаточной вариабельности реакций, неспособности изменить установку, конкретности мышления. В общем виде ригидность может быть определена как трудность в переключении на что-либо новое, неспособность изменять способ реагирования при новых условиях, некоторая сопротивляемость изменениям.

Ригидность - одна из базовых характеристик личности человека, влияющая на возникновение и проявление более частных личностных черт. В противоположность ей, гибкость является одним из условий, которое предопределяет возможность успешной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды и нахождения человеком решений для широкого диапазона жизненных проблем, приводящих его к их благоприятному разрешению.

Ригидное реагирование как устойчивая личностная характеристика мешает формированию психического гомеостаза (способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций) в ситуации изменения внешней среды. Это происходит за счёт фиксации человека на поведенческих стратегиях неэффективных в новых реалиях.

Между ригидностью и гибкостью имеется обратная корреляция, а значит, их можно рассматривать как полюса единого целого. Гибкость при оценке собственных личностных характеристик, деятельности и её результатов, умение переоценить под напором опыта систему своих ценностей, сложившуюся ранее, является одним из важнейших условий психической целостности, успешности и, в целом, психического здоровья человека.

Психическая ригидность (лат. rigidus - жесткий, твердый) в психологии - неспособность и неготовность к перестройке намеченной субъектом схемы активности в условиях, объективно требующих её изменений. Психическая ригидность в медицине - психопатологическое состояние, характеризующееся недостаточной подвижностью психических процессов, нарушениями переключаемости мышления и речи, инертностью установок, что значительно затрудняет адаптацию больных к изменяющимся условиям внешней среды.

Традиционно выделяют мотивационную, аффективную и когнитивную ригидность.

Аффективная ригидность - неспособность изменить структуру аффективных проявлений, которая может проявляться в неизменности эмоциональной значимости объекта, фиксации на однообразных объектах, замедленном эмоциональном научении и т.д. Данный вид ригидности отражается в однообразности аффективных откликов на изменившиеся предметы эмоций.

Мотивационная ригидность проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения. Индивид, обладающий мотивационной ригидностью, не способен изменить систему внутренних причин, подталкивающих его к деятельности.

Аффективная и мотивационная ригидность проявляются также в склонности к образованию сверхценных идей, в эгоцентризме и повышенной самооценке, в узости интересов, упрямстве, застреваемости на одних и тех же мыслях и эмоциях (забросать Вселенную просьбами, угрожая южному централу, попивая сок у себя в квартале).

Думать наивно, что кто-то устанет в бою
И бескорыстно подарит счастливую даль.
Просто поверь, что кому-то в соседнем строю
Так же за эту вершину, за эту медаль...

Когнитивная ригидность - неспособность изменить представления об окружающей среде в соответствии с действительными изменениями этой среды. Когнитивная ригидность может проявляться, например, в перцептивной ригидности - нарушении способности адекватно воспринимать объект в изменившейся ситуации.

В психологии фиксирование установки является эффектом имплицитной (скрытой) памяти. При нём реакция, возникающая на действие определённого стимула, влияет на реакцию, которая возникает в ответ на последующие стимулы, что может осознаваться или не осознаваться человеком. По сравнению с ситуацией, когда фиксирование установки полностью отсутствует, негативное фиксирование установки приводит к замедлению обработки воздействия стимула, а позитивное - к её ускорению.

Другой пример когнитивной ригидности - функциональная фиксированность. Суть этого психологического феномена, который был открыт и описан Карлом Дункером, заключается в том, что, начав использовать какой-либо предмет в одном качестве, субъекту сложно переключиться на использование того же предмета в ином качестве в этой же текущей ситуации (например, забивать микроскопом гвозди, или использовать Excel в качестве ячеек для записи).

Когнитивная ригидность проявляется в трудностях перестройки восприятия и представлений в ситуации, которая уже изменилась. Когнитивная ригидность является одной из главных причин деструктивности не только индивидуального, но и группового поведения. Её влиянию подвержены группы самых разных размеров.

Тысячу сто поколении мечта наразвес,
Тысячу сто поколений любовь и война.
Каждый рождается с мыслью достать до небес,
И нам с тобою сейчас, как во все времена...

Многие хотели бы быть успешными в своей деятельности, ставить и достигать цели. Очевидно, что для этого необходимо использовать ресурсы, которые условно можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние.

К первым можно отнести всё, что приобретается за деньги, ко вторым - то, что купить нельзя, а можно лишь в определённых границах сформировать: личностные характеристики. Безусловно, главный критерий успешности – чувство удовлетворенности своей жизнью.

В обычных житейских и производственных ситуациях проявляются наиболее характерные для человека стратегии преодоления проблемы, привычные способы мышления. Доминирующие способы мышления являются устойчивой характеристикой личности.

Если же человек реагирует на проблемную ситуацию, лишь опираясь на свой предыдущий опыт (в т.ч. свои взгляды и убеждения), без подробного анализа текущей ситуации, то риск ошибки резко возрастает. Именно такое поведение и стиль мышления, ему предшествующий, мы будем считать ригидным.

Стоит отметить, что в своих работах Р. Кэттелл показал особый склад личностей, обладающих высокой когнитивной ригидностью. Они не очень самостоятельны, но точны и исполнительны. Напротив, люди, обладающие когнитивной гибкостью, сообразительны, быстро схватывают новое, но редко терпят ограничения свободы.

Проявляемый субъектом уровень психической ригидности обуславливается взаимодействием характера среды (степень опасности условий, уровень сложности задачи, привлекательность цели, монотонность и аритмичность стимуляции и т.д.) с лично-индивидуальными характеристиками индивидатипологии Майерс-Бриггс (MBTI) помните?).

Степень выраженности когнитивной ригидности зависит от целого ряда факторов, главными из которых являются индивидуальные особенности личности, уровень мотивации, степень сложности предлагаемых когнитивных задач.

Любопытная зависимость была выявлена между когнитивной ригидностью и уровнем мотивации. Исследования показали, что мотивация выполнять задачи правильно, с одной стороны, благоприятно сказывается на результате когнитивной деятельности, но с другой - приводит к нарастанию ригидности, что, в свою очередь, ухудшает результат тестов. Имеется чёткая зависимость между выраженностью когнитивной ригидности, сложностью предлагаемых задач, объёмом выполняемой когнитивной деятельности. Чем сложнее последняя, тем выше инертность формирующихся неосознанных установок.

Психическое заболевание можно рассматривать как крайнюю степень дезадаптированности, когда под угрозой находится само существование индивида.

Планирование, целенаправленная деятельность и текущие препятствия ставят перед нами те задачи, которые часто невозможно решить одним упорством. Они требуют активной работы мышления и когнитивной гибкости. И если человек обладает ригидным мышлением, имеет акцентуацию характера, которая может рассматриваться как один из вариантов проявления ригидности, то затруднена не только его самореализация, но и деятельность, направленная на удовлетворение базовых биологических потребностей.

Говоря о когнитивной ригидности, как процессе, снижающем возможности адаптации и самореализации человека, мы, в первую очередь, апеллируем к понятию когнитивных установок, которые осуществляют регулирующую и координирующую функции когнитивной деятельности. Чаще представленные на неосознанном уровне, они облегчают процесс обработки информации тех стимулов, в результате действия которых сформировались ранее, что существенно улучшает их опознание. Но установки могут порождать более или менее выраженную инертность в когнитивной и мыслительной деятельности.

В идеале, образовательная среда должна в первую очередь влиять на уровень сознательной саморегуляции личности, который отражает "установочная ригидность" – осознанное принятие или непринятие нового, необходимости перемен в окружающей действительности и самой личности.

Для успешного когнитивного процесса необходим определённый оптимальный уровень гибкости установки. Этот уровень, с одной стороны, должен давать возможность установке быть достаточно устойчивой, но с другой, она должна быть способна в случае необходимости угаснуть и дать сформироваться новой, которая будет более адекватна изменившейся ситуации и текущим действующим стимулам. В постоянно меняющейся окружающей среде успешная когнитивная деятельность человека возможна только при таком балансе. В противном случае, установки не будут эффективно выполнять свои регулирующие и координирующие функции на уровне целостных когнитивных процессов, в частности, процесса опознания и оценки стимулов внешней среды.

Современный мир меняется с огромной скоростью и, очевидно, что с каждым днём эта скорость будет возрастать. Автоматизация производственных процессов уменьшает количество рабочих мест. Все больше видов работ можно выполнять дистанционно, и все больше количество человек, проживающих в разных странах мира, будут претендовать на выполнение вашей работы. Один из способов быть успешным в таких условиях – изменяться с той же скоростью, что и мир.

Обычно, уже к 35-40 годам люди теряют свою способность к развитию и быстрой адаптации. Интеллектуальные нагрузки, которые связанны с необходимостью изучать что-либо новое становятся непосильными и утомительными, а новая информация малопонятной. Особым образом эта проблема актуальна для представителей среднего возраста, от успешности которых зависит не только их собственное процветание, но и процветание их детей.

Появление у человека когнитивной ригидности зависит от ряда факторов. Она часто возникает на фоне возрастных изменений или является одним из симптомов психического заболевания, которое, в свою очередь, может быть обусловлено биологическими и социальными причинами. Одним из таких социальных факторов, влияющих не только на формирование личностно-психологических черт человека, но и особенностей его когнитивной сферы, является окружение.

Инструктивный стиль, который предполагает, что человеку даётся больше информации с обоснованием требований, развивает инициативу и творческое мышление и напротив, в условиях приказа и контроля, развивается конформизм, податливость, зависимое поведение, снижается уровень познавательной активности.

Коллектив, в котором одобряются познавательные и творческие устремления, в котором тратятся существенные усилия для активного развития способностей человека, где человек воспринимается как самоценная личность со всеми своими индивидуальными особенностями, а контроль и руководство базируются на принципах уважения и ответственности, имеет все шансы вырастить способного, интересного, творческого специалиста открытого для познания и изменения себя и окружающего мира.

При этом, эмпатия не однозначное благо. Если увлечься, она может заставить забыть о конечной цели и парализовать активные действия.

"Именно наш выбор, Гарри, определяет, что мы есть на самом деле, куда в большей степени, чем наши способности", так профессор Дамблдор объяснил Гарри Поттеру, почему Распределяющая шляпа хотела отправить его в Слизерин. Это книгу написал доктор организационной психологии Бенджамин Харди. Она о том, почему бессмысленно искать ответ на вопрос "кто я?".

Мы склонны избегать не только плохого, но и хорошего. Когда приходят перемены, подсознание может начать саботаж, лишь бы вернуться к комфорту. Как будто включается регулятор, который определяет, что мы получаем слишком много любви, успеха и денег - и перекрывает кран.

Мы - не наши ограничения, а наши глубочайшие стремления, мечты и цели. Прошлое - это то, что случилось для вас, а не с вами.

Если замечаете саботаж, пересмотрите свое будущее "я". Вам нужна максимально четкая картина, маяк, к которому вы будете стремиться всей душой.

Кондолиза Райс говорила: "Нельзя тратить ни минуты своей жизни на то, чтобы быть кем-то "бывшим". Неважно, кем вы были вчера - космонавтом или наркоманом. Важно, кем станете завтра. Истинный вы - это вы будущий.

Илон Маск часто говорит, что хочет провести остаток жизни на Марсе. Это - история о его будущем, которая помогает делать каждый шаг. Какой будет ваша история - решайте сейчас.

feat. Яшин А.А. Когнитивная ригидность как фактор недостаточной успешности // Психология и Психотехника. – 2015. – № 11. – С. 1146 - 1157. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.11.16968