fbpx

Как перестать ждать Большого Успеха

Как перестать ждать Большого Успеха и начать жить и строить карьеру здесь и сейчас? Как избежать выгорания, вкладывая в проекты всю душу? Татьяна Салахиева-Талал, Юлия Лукшина, Дина Дзираева делятся мыслями в своей совместной книге "Уйти нельзя остаться" - о выгорании, профессиональных кризисах, "страхе белого листа" и других подводных камнях любой индустрии.

Мысли о таланте.

В любой сфере присутствует культурная иерархия. Гений, выдающийся талант, большой талант и талант поскромнее, способный человек, человек не без способностей, середнячок, троечник и, наконец, бездарность. Отсюда, вероятно, и берет начало идея о том, что талант виден сразу, причем во всем своем четко измеримом объеме и блеске, и является константой, не подверженной коррозии. Что, как и другие устойчивые идеи, отражается в языке: "Талант не пропьешь", "Талантливый человек талантлив во всем", "По таланту и успехи".

Исходя из этой логики, таланту противопоставляется ремесленник - человек без авторского голоса, без крыльев и полета, работающий по шаблону, действующий по указке. Тень такого толкования ложится и на современное понятие "профессионал", которое в бизнес-среде, как правило, имеет положительную коннотацию, а по отношению к творчеству зачастую трактуется двусмысленно: как тот, кто хорошо выполняет усредненные потоковые задания, но оказывается неспособным выйти на уровень новизны и оригинальности, свойственный гению.

Эти трактовки нередко служат основой для дискуссий и споров: о степени профессионализма (от базовой до высокой - где ремесло переходит на уровень искусства) и о том, что на протяжении всей истории бизнеса понятие изобретателя и было родственным понятию ремесленника, так как вплоть до эпохи индустриализации гении принадлежали либо к профессиональному ремесленному цеху, либо обслуживали знать в качестве наемных "творческих единиц".

Вернемся к практическим соображениям: талант, безусловно, мощный стартовый бонус и конкурентное преимущество. Тем не менее для бизнес индустрии, это условие необходимое, но недостаточное.

Творческая мышца требует постоянного развития. Талант без тренировки выдыхается, а нередко и регрессирует. Кроме того - и это, пожалуй, главное, - талант не равен навыкам. Талант, как и физическая красота, - опция предустановленная, а навыки и инструменты в профессии приобретаются с обучением и опытом. Поэтому опора исключительно на свой талант иногда играет злую шутку - заставляет обесценивать такие "скучные", но необходимые качества, как работоспособность, целеустремленность...

Профессионализм - это активное, волевое решение осваивать навыки и овладевать материалом.

На начальных этапах профессионализм проявляется в успехах в образовании. Красный диплом об образование, есть подтверждение ума и иных врождённых и приобретенных качеств и навыков; готовности, желания и способности к настойчивому и последовательному достижению поставленных постоянных целей.

Способности, которые развиваются через качественное образование и осмысленную тренировку, в долгой перспективе способны принести к не менее значимым результатам. Этот принцип отражается в известной поговорке немецких спортсменов: "Порядок бьет класс". На длинной дистанции так и есть. А о гениях мы волноваться не будем.

Талант - категория статичная, а профессиональный рост и развитие - динамичные.

С талантом также прочно ассоциируется две романтические категории - вдохновение и муза. Со времен Античности их рассматривают как нечто снисходящее на творца вне зависимости от его воли. Так же говорят и о творческом гении, который может сиюминутно спуститься и посетить измученного ожиданием художника. Соответственно, отсутствием вдохновения можно оправдать пресловутый простой.

Тут намечается еще одно противоречие с понятием профессионализма, которое подразумевает способность выдавать результат вне зависимости от обстоятельств и настроения. То есть профессионализм - это активное, волевое решение осваивать навыки и овладевать материалом, а ожидание вдохновения - состояние, возможно, и более возвышенное, но пассивное.

Человек, который никогда не ошибался, - никогда не пробовал ничего нового. Альберт Эйнштейн.

По этой логике миф о таланте рождает как бы двух персонажей: крепкого профессионала (причем в зависимости от угла зрения эту фигуру можно рассматривать как в уничижительном, так и в самом лучшем свете) и истинного изобретателя. Один опирается на выучку и школу, другой - на талант и вдохновение.

Итак, романтическая концепция таланта в чистом виде, который либо есть, либо нет, способна скорее создавать препятствия на пути активного развития и целенаправленного роста. Особенно для предпринимательства, где важно иметь выносливость, чтобы работать вдолгую и не выдыхаться.

Мысли о творческом человеке.

Несколько характеристик этого стереотипного образа:

  • он не "от мира сего", странный, забывчивый, необязательный, витающий в облаках, нередко пьющий;
  • ему ничего не надо, кроме творчества, он непрактичен, неряшлив, не обращает внимания на обстановку и людей, эгоистичен, оторван от действительности;
  • истинный художник должен быть голодным - жить эмоциями, быть невротичным и страдать, потому что именно страдание с его яркими проявлениями ассоциируется с возможностью творить.

Современная реальность такова, что не страдание пища для творчества, а интерес, восприимчивость, открытость, внимание к себе и к миру. Более того, если творческий продукт создается как способ справиться с личной острой травмой, то:

  • во-первых, есть большой риск, что такой продукт не будет воспринят ни партнерами, ни клиентами:
  • во-вторых, критическая обратная связь может быть губительна для творца, поскольку воспринимается как личное отвержение;
  • в-третьих, "страдающий творец" - спринтер, в то время как творческая карьера - это марафон, который требует личностной устойчивости, стабильных границ и умения справляться со стрессом.

Творческие люди действительно сосредоточены на творческих задачах, и это часто привносит дополнительные сложности с организацией быта и распределением внимания, что, однако, не означает неважности остального.

В глобальной деревне все труднее найти "норку", где можно, отгородившись метафорической шторкой, жить дешево и творить днями напролет, не обращая внимания ни на что. Как показал опыт нештатной ситуации, даже продолжительное пребывание взаперти для многих не означает возможности сбросить балласт обязательств и уйти в "раковину". Скорее напротив.

Творческому человеку приходится заниматься прозаическими вещами, обеспечивать себя, как и всем остальным, ориентироваться в вызовах современного мира, но сверх того есть еще и требовательная, "безразмерная" сфера творческой работы - с ее вызовами, рефлексией, подводными камнями, переживаниями. Мы должны это знать, принимать и уважать это.

Мысли о прорыве.

Карьера в предпринимательстве многими воспринимается как рулетка, в которой рано или поздно выпадет выигрышная комбинация и можно сорвать большой куш. Это приводит к сверхожиданиям того самого проекта, который оправдает все мытарства, станет прорывом и ознаменует приход звездного часа, после которого вы проснетесь богатым и знаменитым.

Истории успеха действительно рассказывают нам, как жил себе обычный человек, а потом с ним случился знаковый проект, проект судьбы, пришедший, словно принц на белом коне, и новоявленная акула бизнеса вознеслась на олимп славы и достатка.

В итоге большая часть "предпринимателей" годами живет с ощущением "отложенной жизни": казалось бы, еще чуть-чуть, буквально вот-вот, и случится тот самый прорыв, и воздастся за все накопленные мучения. Идут годы. Одно прошлое сменяется другим. Карьера развивается, одни заказы сменяют другие, многие усилия оказываются напрасными, а некоторые приводят к пополнению портфолио вполне крепкими проектами, и человек уже давно не новичок, обрастает контактами, цеховой известностью и уважением, но все мало-мальские достижения обесцениваются, потому что меркнут на фоне не свершившегося Великого Прорыва.

Сверх ожидания, с которыми связаны знаковые для нас задумки, редко оправдываются - по крайней мере, в той форме, которую мы себе мысленно обрисовали, зато часто приводят к сверх разочарованиям, а от них рукой подать и до эмоционального истощения и выгорания.

Карьера, известность, успех - это то, что появляется постепенно, накопительно, вследствие развития мастерства, повышения уровня профессионализма и качественного выполнения своей работы.

Если каждый новый проект воспринимать как тот самый - тот, который меня сейчас вознесет, - то я, вкладываясь в него без остатка, в финале чувствую опустошение и могу обнаружить себя на дне отчаяния, если вложенные эмоциональные инвестиции не окупаются. Меня может хватить на несколько таких марш-бросков, но дальше высок риск сойти с дистанции. Это - стратегия игромана в казино, и эмоциональные американские горки еще никого не сделали более устойчивым и продуктивным на долгий срок.

Впрочем, прорывы действительно иногда случаются, но минута славы быстро проходит и уж точно не гарантирует почивание на олимпе успеха отныне и во веки веков. Более того, часто человек оказывается в заложниках первого громкого успеха, поскольку планка ожиданий от его следующего творческого продукта задирается непомерно высоко - в первую очередь им самим.

И даже если удается раз за разом создавать успешные проекты, это, увы, не дает иммунитета против неожиданных провалов и непреодолимых препятствий. Такие печальные случаи многим из нас известны.

Амбиции и стремление "звезды руками достать" - это само по себе прекрасно, без этого вообще сложно себе представить путь предпринимателя. Но мы говорим о той опасной ситуации, когда установка "Еще немного - и прорыв!" становится единственным драйвером карьеры. Нащупать этот тонкий баланс - непростая задача, но годы работы волей-неволей этому учат.

Здесь хочется снова повторить упоминаемый выше тезис о том, что бизнес карьера - это долгий, подчас изнурительный путь, который требует последовательных усилий. И чаще всего успех, известность, достаток... - это то, что появляется постепенно, накопительно, вследствие развития мастерства, повышения уровня профессионализма и качественного выполнения работы.

Пожалуй, неплохой стратегией здесь может стать известная французская поговорка: "Fais ce que dois, advienne, que pourra" - переводится как: "Делай что должно и будь что будет". Или еще ее одна разновидность: "Делай то, что любишь. Так хорошо, как можешь". А ю о'кей? Точно?