fbpx

Типы личности и их проявление в жизни и работе

Мно­гие про­бле­мы об­ще­ния обу­слов­ле­ны тем, что люди плохо пред­став­ля­ют себе раз­но­об­ра­зие взгля­дов и ти­по­вых схем по­ве­де­ния дру­гих людей. Если это по­ни­мать, то мно­гие кон­флик­ты и про­бле­мы, если не сни­ма­ют­ся, то силь­но упро­ща­ют­ся, по­сколь­ку по­ве­де­ние дру­гих людей ста­но­вит­ся более объ­яс­ни­мо.

Ти­по­ло­гия Май­ерс-Бриггс - ти­по­ло­гия лич­но­сти, воз­ник­шая на базе ти­по­ло­гии Юнга в 1940-х годах и по­лу­чив­шая ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в США и Ев­ро­пе. На ос­но­ве этой ти­по­ло­гии была со­зда­на си­сте­ма пси­хо­ло­ги­че­ско­го те­сти­ро­ва­ния - Myers-Briggs Type Indicator (MBTI).

Рас­про­стра­нён­ность ти­по­ло­гии Май­ерс-Бриггс.

Ти­по­ло­гия Май­ерс-Бриггс очень по­пу­ляр­на несмот­ря на от­сут­ствие ло­ка­ли­за­ций для об­ществ с раз­ной куль­ту­рой и недо­ста­точ­ное обос­но­ва­ние. В США до 70% вы­пуск­ни­ков сред­них школ про­хо­дят опре­де­ле­ние типа лич­но­сти с по­мо­щью MBTI для целей вы­бо­ра бу­ду­щей про­фес­сии. Еже­год­но более 2 млн че­ло­век за­пол­ня­ют опрос­ник MBTI. Опрос­ник MBTI пе­ре­ве­ден на 30 язы­ков и ис­поль­зу­ет­ся по всему миру.

Зна­ние о раз­но­об­ра­зии людей, осо­бен­но, о под­хо­дах про­ти­во­по­лож­ных типов лич­но­сти поз­во­ля­ет лучше по­ни­мать людей и вза­и­мо­дей­ство­вать с ними.

  • С кол­ле­га­ми по ра­бо­те, с кли­ен­та­ми.
  • С род­ствен­ни­ка­ми, со зна­ко­мы­ми.

Зна­ние своих ти­по­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей поз­во­ля­ет лучше по­ни­мать свои силь­ные и сла­бые сто­ро­ны и учи­ты­вать это.

  • Не ком­плек­суя по по­во­ду про­блем, ис­хо­дя­щих от сла­бых сто­рон.
  • Адек­ват­но оце­ни­вая при­спо­соб­лен­ность к кон­крет­ной де­я­тель­но­сти.
  • По­ни­мая ис­точ­ни­ки стрес­са и сред­ства борь­бы с ним.
  • Осто­рож­нее от­но­сясь к си­ту­а­ци­ям, за­тра­ги­ва­ю­щим сла­бые сто­ро­ны.

Ти­по­ло­гия по­сле­до­ва­тель­но счи­та­ет, что нет хо­ро­ших и пло­хих пред­по­чте­ний, нет хо­ро­ших и пло­хих типов лич­но­сти. Про­сто все раз­ные.

  • Одни пла­ни­ру­ют, дру­гие дей­ству­ют спон­тан­но.
  • Одни раз­ви­ва­ют идеи и тео­рии, дру­гие ра­бо­та­ют с фак­та­ми.
  • Одним нужно об­ще­ние, дру­гим - раз­мыш­ле­ния в оди­но­че­стве.

Раз­ли­чия - не пре­пят­ству­ют ни вза­и­мо­дей­ствию людей, ни ин­ди­ви­ду­аль­но­му раз­ви­тию. Про­сто их надо при­ни­мать во вни­ма­ние. Ти­по­ло­гия по­зи­тив­на, ори­ен­ти­ро­ва­на на по­ни­ма­ние и раз­ви­тие че­ло­ве­ка, на со­труд­ни­че­ство.

Ти­по­ло­гия также по­мо­га­ет оце­нить силь­ные и сла­бые сто­ро­ны ор­га­ни­за­ции в целом, ис­хо­дя из пси­хо­ло­ги­че­ско­го типа ее со­труд­ни­ков.

За­по­ве­ди ти­по­ло­гии.

Ти­по­ло­гия, как и любая доб­рот­ная си­сте­ма цен­но­стей, может по­хва­стать­ся сво­и­ми де­ся­тью за­по­ве­дя­ми.

  1. При ре­тро­спек­ти­ве успе­хов мы склон­ны бла­го­да­рить свои пред­по­чте­ния, что уве­ли­чи­ва­ет ещё боль­шее недо­ве­рие к непри­о­ри­тет­ным свой­ствам.
  2. Бу­дучи чрез­мер­но раз­ви­то, до­сто­ин­ство пре­вра­ща­ет­ся в недо­ста­ток.
  3. Ти­по­ло­гия - толь­ко тео­рия, для под­твер­жде­ния ко­то­рой её необ­хо­ди­мо при­ме­нять на прак­ти­ке.
  4. Ти­по­ло­гия пред­ла­га­ет объ­яс­не­ния, а не оправ­да­ния.
  5. Целое - это нечто боль­шее, чем сумма ча­стей.
  6. Ти­по­ло­гия - лишь один из воз­мож­ных ин­стру­мен­тов оцен­ки лич­но­сти.
  7. Ти­по­ло­гию на­чи­на­ют осва­и­вать с са­мо­по­зна­ния и са­мо­ана­ли­за, и лишь после этого она может стать ба­зи­сом для оце­нок и об­ще­ния.
  8. При­ме­нять ти­по­ло­гию на прак­ти­ке слож­нее, чем го­во­рить и раз­мыш­лять о ней.
  9. Не стоит ви­нить во всем "про­ти­во­по­лож­ный тип" че­ло­ве­ка.
  10. Ти­по­ло­гия не может ре­шить всех про­блем.

Ис­то­рия ти­по­ло­гии Май­ерс-Бриггс.

Ти­по­ло­гия Май­ерс - Бриггс из­на­чаль­но раз­ра­ба­ты­ва­лась Иза­бель Бриггс Май­ерс и её ма­те­рью Кэтрин Бриггс на ос­но­ве ра­бо­ты "Пси­хо­ло­ги­че­ские типы" швей­цар­ско­го пси­хи­ат­ра Карла Гу­ста­ва Юнга. Пер­вые пуб­ли­ка­ции Кэтрин Бриггс от­но­сят­ся к концу 1920-х. Пер­вая вер­сия теста Май­ерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator, MBTI) по­яви­лась в 1942 году, пер­вая вер­сия ру­ко­вод­ства по ис­поль­зо­ва­нию ти­по­ло­гии - в 1944 году.

В 1956 году тест был опуб­ли­ко­ван Служ­бой об­ра­зо­ва­тель­но­го те­сти­ро­ва­ния, Прин­стон, штат Нью-Джер­си. В 1969 году Иза­бель Бриггс Май­ерс вме­сте с гла­вой ме­ди­цин­ско­го цен­тра Уни­вер­си­те­та Фло­ри­ды, Гейнс­вилл Мэри Мак­кол­ли ос­но­ва­ли ти­по­ло­ги­че­скую ла­бо­ра­то­рию. Эта ла­бо­ра­то­рия в 1972 году была пре­об­ра­зо­ва­на в Центр при­ло­же­ний пси­хо­ло­ги­че­ско­го типа.

Центр ведёт ис­сле­до­ва­тель­скую де­я­тель­ность и го­то­вит спе­ци­а­ли­стов по при­ме­не­нию MBTI. Ши­ро­кую по­пу­ляр­ность тест MBTI и ти­по­ло­гия Май­ерс-Бриггс стали при­об­ре­тать после того, как права на его про­да­жу, в 1975 году, по­лу­чи­ла Consulting Psychologists Press, за­няв­ша­я­ся его про­дви­же­ни­ем. В 1979 году была учре­жде­на Association of Psychological Type (APT), пред­став­ля­ю­щая ин­те­ре­сы MBTI.

Как дей­ству­ет ти­по­ло­гия.

Для типов лич­но­сти вы­де­ле­ны шаб­ло­ны по­ве­де­ния и вза­и­мо­дей­ствия в раз­ных си­ту­а­ци­ях, а также по­ни­ма­ния и вос­при­я­тия.

При ре­ше­нии ре­аль­ной про­бле­мы или раз­бо­ре кон­флик­та вы­де­ля­ют часть, свя­зан­ную с ти­па­ми вза­и­мо­дей­ству­ю­щих людей. Это поз­во­ля­ет су­ще­ствен­но обез­ли­чить по­ве­де­ние людей, а также по­вы­ша­ет по­ни­ма­ние при­чин этого по­ве­де­ния, что спо­соб­ству­ет кон­струк­тив­но­му об­суж­де­нию и вы­ра­бот­ке ре­ше­ний.

Ин­ди­ка­тор типов Май­ерс-Бриггс - сред­ство ре­ше­ния про­блем, а не цель.

Па­рал­лель­но с ре­ше­ни­ем про­блем на­кап­ли­ва­ет­ся и до­пол­ня­ет­ся ин­фор­ма­ция об осо­бен­но­стях раз­лич­ных типов лич­но­сти, а на­ли­чие об­ще­при­знан­но­го теста обес­пе­чи­ва­ет со­по­ста­ви­мость ре­зуль­та­тов раз­ных ти­по­ло­гов и поз­во­ля­ет им об­ме­ни­вать­ся ин­фор­ма­ци­ей.

Спо­соб клас­си­фи­ка­ции.

Myers-Briggs Type Indicator пред­на­зна­чен для опре­де­ле­ния од­но­го из 16 типов лич­но­сти. Он вклю­ча­ет в себя 8 шкал, объ­еди­нён­ных по­пар­но. На­зна­че­ние ти­по­ло­гии и те­стов - по­мочь че­ло­ве­ку в опре­де­ле­нии его ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­по­чте­ний, уста­но­вив, какие по­лю­са шкал ему более со­от­вет­ству­ют.

Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка де­лит­ся на че­ты­ре фазы и по каж­до­му из них фор­му­ли­ру­ют­ся пары аль­тер­на­тив­ных сце­на­ри­ев дей­ствий:

Разум. Ори­ен­та­ция со­зна­ния. Экс­тра­верт / Ин­тро­верт.

  • Еxtraversion, экс­тра­вер­сия - ори­ен­та­ция со­зна­ния на­ру­жу, на объ­ек­ты;
  • Introversion, ин­тро­вер­сия - ори­ен­та­ция со­зна­ния внутрь, на субъ­ек­та

Энер­гия. Осмыс­ле­ние ин­фор­ма­ции. Сен­со­рик / Ин­ту­ит.

  • Sensing, ощу­ще­ние - ори­ен­ти­ров­ка на ма­те­ри­аль­ную ин­фор­ма­цию;
  • iNtuition, ин­ту­и­ция - ори­ен­ти­ров­ка на ин­ту­и­тив­ную ин­фор­ма­цию.

На­ту­ра. При­ня­тие ре­ше­ний. Логик / Этик.

  • Thinking, мыш­ле­ние - ло­ги­че­ское взве­ши­ва­ние аль­тер­на­тив;
  • Feeling, чув­ство - при­ня­тие ре­ше­ний на эмо­ци­о­наль­ной ос­но­ве этики.

Так­ти­ка. Под­го­тов­ка ре­ше­ний. Ра­ци­о­нал / Ир­ра­ци­о­нал.

  • Judging, суж­де­ние - ра­ци­о­наль­ное пред­по­чте­ние пла­ни­ро­вать и за­ра­нее упо­ря­до­чи­вать ин­фор­ма­цию;
  • Perception, вос­при­я­тие - ир­ра­ци­о­наль­ное пред­по­чте­ние дей­ство­вать без де­таль­ной пред­ва­ри­тель­ной под­го­тов­ки, боль­ше ори­ен­ти­ру­ясь по об­сто­я­тель­ствам.

Каж­дый че­ло­век имеет одно из пред­по­чте­ний в каж­дой паре, таким об­ра­зом, по­лу­ча­ет­ся 16 типов, обо­зна­ча­е­мых че­ты­рех­бук­вен­ным кодом. Тем не менее, тип - это боль­ше, чем про­сто сумма че­ты­рех пред­по­чте­ний. Типы рав­но­знач­ны: ни один не лучше и не хуже дру­го­го.

Прин­цип ней­траль­но­сти клас­си­фи­ка­ции и рав­но­знач­но­сти типов - одна из наи­бо­лее важ­ных и сим­па­тич­ных черт MBTI.

Со­че­та­ние шкал даёт обо­зна­че­ние од­но­го из 16 типов, на­при­мер: INTJ-A и т.д.

О пред­по­чте­ни­ях.

Наи­бо­лее близ­кая ана­ло­гия - прав­ши и левши, но в по­ве­де­нии. У лю­бо­го пред­по­чте­ния есть свои плюсы и ми­ну­сы, ко­то­рые про­яв­ля­ют­ся в раз­ных си­ту­а­ци­ях. Пред­по­чте­ние не озна­ча­ет недо­ступ­ность про­ти­во­по­лож­но­го по­ве­де­ния, оно лишь озна­ча­ет, что дру­гое по­ве­де­ние по­тре­бу­ет боль­ших уси­лий.

Пред­по­чте­ние может быть сла­бым или силь­ным:

  • При силь­ном пред­по­чте­нии по­ве­де­ние носит более от­чет­ли­вый ха­рак­тер. Это пре­иму­ще­ство, когда такое по­ве­де­ние адек­ват­но си­ту­а­ции и недо­ста­ток, когда си­ту­а­ция тре­бу­ет дру­го­го по­ве­де­ния.
  • При сла­бом пред­по­чте­нии по­ве­де­ние в боль­шей мере опре­де­ля­ет­ся си­ту­а­ци­ей, од­на­ко оно по­рож­да­ет ко­ле­ба­ния при вы­бо­ре сце­на­ри­ев и ведет к про­ти­во­ре­чи­во­сти по­ве­де­ния.

Таким об­ра­зом, в силе или сла­бо­сти пред­по­чте­ний тоже есть плюсы и ми­ну­сы.

Чи­стых типов прак­ти­че­ски не су­ще­ству­ет, боль­шин­ство людей про­яв­ля­ют оба ва­ри­ан­та по­ве­де­ния в раз­ных си­ту­а­ци­ях. Встре­ча­ют­ся люди с яр­ки­ми, но непо­сле­до­ва­тель­ны­ми пред­по­чте­ни­я­ми в каж­дой паре.

В любой де­я­тель­но­сти и про­фес­сии встре­ча­ют­ся си­ту­а­ции, тре­бу­ю­щие са­мо­го раз­лич­но­го по­ве­де­ния и любой тип может про­явить себя есте­ствен­ным для него об­ра­зом и до­стиг­нуть успе­хов.

Разум. Ори­ен­та­ция со­зна­ния.

Еxtraversion, экс­тра­вер­сия. Экс­тра­верт.

  • Вы­ска­зы­вать мысли и на­блю­де­ния, об­ду­мы­вая и осо­зна­вая их.
  • Нра­вит­ся жить и дей­ство­вать в окру­же­нии людей.
  • Кон­так­тен, любит го­во­рить и с дру­зья­ми и с незна­ком­ца­ми.
  • Раз­ви­ва­ет идеи в кол­лек­ти­ве, об­суж­дая их. Уеди­нен­ные раз­мыш­ле­ния - тя­гост­ны.
  • Нуж­да­ет­ся в вы­ска­зы­ва­нии одоб­ре­ния своим дей­стви­ям от кол­лег и парт­не­ров.

Introversion, ин­тро­вер­сия. Ин­тро­верт.

  • Сна­ча­ла об­ду­мать мысль и потом - вы­ска­зать. Если во­об­ще вы­ска­зать.
  • Пред­по­чи­та­ет уеди­не­ние, бло­ки­ру­ет по­ме­хи внеш­не­го мира.
  • Пред­по­чи­та­ет слу­шать, об­ща­ет­ся с узким кру­гом дру­зей.
  • Надо об­ду­мать са­мо­му и при­дти к вы­во­ду, и потом - вы­ска­зы­вать­ся. Воз­ра­же­ния - тоже надо об­ду­мать.
  • По­хва­лу и ком­пли­мен­ты вос­при­ни­ма­ет сдер­жан­но, с воз­мож­ным скры­тым смыс­лом.

Об­ще­ние дарит экс­тра­вер­ту бод­рость и подъ­ем, а ин­тро­вер­та утом­ля­ет. На­о­бо­рот, оди­но­че­ство и раз­мыш­ле­ния, в ко­то­рых ин­тро­верт чер­па­ет энер­гию, опу­сто­ша­ют экс­тра­вер­та. И это надо учи­ты­вать при ор­га­ни­за­ции де­я­тель­но­сти.

Ин­тро­вер­сия не озна­ча­ет раз­мыш­ле­ния о внут­рен­нем мире, невни­ма­ния к людям, экс­тра­вер­сия не озна­ча­ет за­бо­ты о людях или ра­бо­ты на поль­зу ко­ман­ды, все это свя­за­но также с дру­ги­ми пред­по­чте­ни­я­ми.

И экс­тра­вер­ты, и ин­тро­вер­ты дей­ству­ют во внеш­нем мире и могут его из­ме­нять, про­сто де­ла­ют это по-раз­но­му.

Энер­гия. Осмыс­ле­ние ин­фор­ма­ции.

Sensing, ощу­ще­ние. Сен­со­рик.

  • Пред­по­чи­та­ет кон­крет­ные от­ве­ты и чет­кие ин­струк­ции.
  • Пред­по­чи­та­ет факты и цифры, идеям и тео­ри­ям.
  • Со­сре­до­та­чи­ва­ет на том, что де­ла­ет в дан­ный мо­мент.
  • Пред­по­чи­та­ет де­лать, а не раз­мыш­лять о деле.
  • Ин­те­ре­сен ося­за­е­мый ре­зуль­тат здесь и сей­час.
  • Изу­ча­ет со­став­ля­ю­щие со­бы­тий и пе­ре­жи­ва­ний.
  • Час - 60 минут, сутки - 24 часа.

iNtuition, ин­ту­и­ция. Ин­ту­ит.

  • Скло­нен да­вать общие от­ве­ты и ука­за­ния.
  • Пред­по­чи­та­ет схемы и тео­рии, счи­та­ет по­дроб­но­сти скуч­ны­ми.
  • Скло­нен ду­мать о несколь­ких вещах од­но­вре­мен­но.
  • Про­ду­мы­ва­ет и раз­мыш­ля­ет не на­чи­ная дей­ствий.
  • Вдох­нов­ля­ют пер­спек­ти­вы бу­ду­ще­го и пути раз­ви­тия.
  • Ищет смысл со­бы­тий и пе­ре­жи­ва­ний.
  • Время - от­но­си­тель­но.

При сборе и осмыс­ле­нии ин­фор­ма­ции важны обе со­став­ля­ю­щие: кон­крет­ные факты и общие тео­рии долж­ны быть со­от­не­се­ны между собой. Од­но­знач­но хо­ро­шо, когда обе сто­ро­ны вос­при­я­тия раз­ви­ты.

Люди раз­ных пред­по­чте­ний до­пол­ня­ют друг друга, и это надо ис­поль­зо­вать, а не вы­яс­нять, чья точка зре­ния пра­виль­нее. Соб­ствен­но, так и по­лу­ча­ет­ся кон­цеп­ту­аль­ное мыш­ле­ние.

На­ту­ра. При­ня­тие ре­ше­ний.

Thinking, мыш­ле­ние. Логик.

  • Умеет со­хра­нять хлад­но­кро­вие, спо­кой­ствие и объ­ек­тив­ность.
  • При­ни­ма­ет ре­ше­ния ло­гич­но и бес­при­страст­но.
  • Спра­вед­ли­вость важ­нее сча­стья.
  • Счи­та­ет, что быть пра­вым важ­нее, чем нра­вить­ся людям.
  • Жизнь - со­во­куп­ность про­блем, тре­бу­ю­щих ре­ше­ния.
  • Плохо, что эмо­ции при кон­флик­тах ме­ша­ют со­хра­нять объ­ек­тив­ность

Feeling, чув­ство. Этик.

  • Ста­вит себя на место дру­гих, втя­ги­ва­е­тесь в чужие про­бле­мы.
  • При­ни­ма­ет ре­ше­ния, ори­ен­ти­ру­ясь на чув­ства дру­гих.
  • Сча­стье важ­нее спра­вед­ли­во­сти.
  • Пред­по­чи­та­ет гар­мо­нию яс­но­сти, кон­флик­ты по­вер­га­ют в сму­ще­ние.
  • Жизнь - пре­жде всего люди, их чув­ства и сча­стье.
  • Кон­флик­ты на­ру­ша­ют гар­мо­нию и мир и по­то­му непри­ят­ны.

Де­ле­ние на мыс­ля­щих и чув­ству­ю­щих от­ра­жа­ет про­цесс при­ня­тия ре­ше­ний, а не спо­соб­ность мыс­лить и чув­ство­вать во­об­ще.

Так­ти­ка. Под­го­тов­ка ре­ше­ний.

Judging, суж­де­ние. Ра­ци­о­нал.

Умеет со­хра­нять хлад­но­кро­вие, спо­кой­ствие и объ­ек­тив­ность.
При­ни­ма­ет ре­ше­ния ло­гич­но и бес­при­страст­но.
Спра­вед­ли­вость важ­нее сча­стья.
Счи­та­ет, что быть пра­вым важ­нее, чем нра­вить­ся людям.
Жизнь - со­во­куп­ность про­блем, тре­бу­ю­щих ре­ше­ния.
Плохо, что эмо­ции при кон­флик­тах ме­ша­ют со­хра­нять объ­ек­тив­ность

Perception, вос­при­я­тие. Ир­ра­ци­о­нал.

Ста­вит себя на место дру­гих, втя­ги­ва­е­тесь в чужие про­бле­мы.
При­ни­ма­ет ре­ше­ния, ори­ен­ти­ру­ясь на чув­ства дру­гих.
Сча­стье важ­нее спра­вед­ли­во­сти.
Пред­по­чи­та­ет гар­мо­нию яс­но­сти, кон­флик­ты по­вер­га­ют в сму­ще­ние.
Жизнь - пре­жде всего люди, их чув­ства и сча­стье.
Кон­флик­ты на­ру­ша­ют гар­мо­нию и мир и по­то­му непри­ят­ны.

Ра­ци­о­на­лы быст­ро вы­ра­ба­ты­ва­ют план и пре­тво­ря­ют его в жизнь, но спо­соб­ны да­ле­ко зайти по невер­ной до­ро­ге. Ир­ра­ци­о­на­лы будут пе­ре­би­рать аль­тер­на­ти­вы, и, даже начав дей­ствия по плану, могут легко его из­ме­нить из-за новых об­сто­я­тельств, что по­рож­да­ет хаос.

Ти­по­ло­ги­че­ские тем­пе­ра­мен­ты.

Дэвид Кейр­си, раз­ви­вая идеи Май­ерс и Бриггс, вы­де­ля­ет че­ты­ре груп­пы под­ти­пов, на­зы­вая их тем­пе­ра­мен­та­ми: NT, NF, SJ, SP. Тео­ре­ти­че­ские ос­но­ва­ния та­ко­го де­ле­ния смут­ны, но прак­ти­ка его под­твер­жда­ет.

  • NT Ин­ту­ит / Логик: мир - схемы для при­ня­тия объ­ек­тив­ных ре­ше­ния. "Пе­ре­ме­ны дают нам опыт, даже когда по­ка­зы­ва­ют что ме­нять ни­че­го не сле­до­ва­ло".
  • NF Ин­ту­ит / Этик: мир - море воз­мож­но­стей для чувств и от­но­ше­ний. "При­вет, я ин­ту­и­тив­ный этик и я здесь, чтобы по­мочь вам".
  • SJ Сен­со­рик / Ра­ци­о­нал: мир надо при­ве­сти в по­ря­док. Точ­ность и ор­га­ни­зо­ван­ность. "Не надо чи­нить то, что ещё не сло­ма­лось".
  • SP Сен­со­рик / Ир­ра­ци­о­нал: жить надо здесь и сей­час. Ре­ше­ние кри­зи­сов и ту­ше­ние по­жа­ров. "Если ни­че­го не вы­хо­дит, про­чти­те, на­ко­нец, ин­струк­цию".

Как ста­вят и по­ни­ма­ют цели раз­ные типы.

По­ня­тие "цели" су­ще­ствен­но от­ли­ча­ет­ся у пред­ста­ви­те­лей раз­ных типов. То, что одни счи­та­ют вдох­нов­ля­ю­щей целью, дру­гие по­ла­га­ют неопре­де­лен­ным или при­зем­лен­ным.

Если цели вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся кол­лек­тив­но, то про­це­ду­ры долж­ны быть рас­счи­та­ны на участ­ни­ков всех типов. На­при­мер, ин­тро­вер­там надо дать по­ду­мать, а экс­тра­вер­там - вы­ска­зать­ся. И на­о­бо­рот, ин­тро­вер­ты долж­ны рас­ска­зать о своем по­ни­ма­нии, а экс­тра­вер­ты - по­слу­шать.

Если участ­ни­ки од­но­род­ны по пред­по­чте­ни­ям, то надо учесть сла­бые сто­ро­ны кол­лек­ти­ва, от­сут­ству­ю­щие пред­по­чте­ния. На­при­мер, че­ло­ве­че­ский фак­тор - если нет чув­ству­ю­щих. Или де­та­ли и по­дроб­но­сти - при недо­стат­ке сен­со­ри­ков.

  • Экс­тра­верт. Цели из­ла­га­ют­ся и об­суж­да­ют­ся. Надо толь­ко от­де­лить цель от мыс­лей вслух…
  • Сен­со­рик. Цели прак­тич­ны. Нужна не общая кар­ти­на, а кон­кре­ти­ка: что, для чего, по шагам…
  • Логик. Цель - "по­след­нее слово" мысли. Что надо до­стиг­нуть, ка­ко­ва поль­за от этого.
  • Ра­ци­о­нал. Цель надо со­гла­со­вать и пре­вра­тить в план. И по­ско­рее на­чать его вы­пол­нять.
  • Ин­тро­верт. Цель об­ду­мы­ва­ет­ся. И да­ле­ко не все­гда ста­но­вит­ся из­вест­на окру­жа­ю­щим…
  • Ин­ту­ит. Общая кар­ти­на, вдох­нов­ля­ю­щая и увле­ка­тель­ная, но не все­гда до­сти­жи­мая…
  • Этик. Цель - на благо людей, долж­на укреп­лять ор­га­ни­за­цию и уста­нав­ли­вать гар­мо­нию.
  • Ир­ра­ци­о­нал. Надо рас­смот­реть аль­тер­на­ти­вы, много, все… Уже вы­пол­няя, можно ме­нять план.

Что такое "управ­лять" для раз­ных типов.

Управ­ле­ние пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность при­е­мов и ме­то­дов це­ле­на­прав­лен­но­го воз­дей­ствия на объ­ект для до­сти­же­ния опре­де­лен­но­го ре­зуль­та­та.

  • Экс­тра­верт. По­ли­ти­ка от­кры­тых две­рей, об­ще­ние. Увы, не все­гда может слу­шать, дает сырые идеи.
  • Сен­со­рик. Ося­за­е­мость, точ­ность ин­струк­ций и прак­ти­цизм. Увы, пер­спек­ти­ва огра­ни­че­на.
  • Логик. Ана­лиз, ло­ги­ка и объ­ек­тив­ность ре­ше­ний. Ре­ше­ние про­блем. Увы, люди вто­рич­ны.
  • Ра­ци­о­нал. Яс­ность и си­стем­ность, раз­ме­рен­ность и по­ря­док. Увы, упор­ство в за­блуж­де­ни­ях.
  • Ин­тро­верт. Про­ду­ман­ное из­ло­же­ние идей, пла­нов, кон­цеп­ций. Увы, не пол­ное, за­кры­тость.
  • Ин­ту­ит. За­ко­но­мер­но­сти, по­тен­ци­ал бу­ду­ще­го, пер­спек­ти­ва. Увы без де­та­лей и част­но­стей.
  • Этик. Учет вли­я­ния на людей – в первую оче­редь Со­труд­ни­че­ство. Увы, не все­гда ре­зуль­тат.
  • Ир­ра­ци­о­нал. Ге­не­ра­ция аль­тер­на­тив, гиб­кость пла­нов. Увы, нере­ши­тель­ность вы­бо­ра и ме­та­ния.

Ко­манд­ная ра­бо­та для раз­ных типов.

По­доб­ные типы при­тя­ги­ва­ют­ся, ти­по­ло­ги­че­ски од­но­род­ным ко­ман­дам легче об­щать­ся, но у них боль­ше шанс по­тер­петь неуда­чу, когда нужны про­ти­во­по­лож­ные свой­ства. С дру­гой сто­ро­ны, ти­по­ло­ги­че­ски раз­но­род­ным ко­ман­дам слож­нее вза­и­мо­дей­ство­вать, на ком­му­ни­ка­ции тра­тить­ся боль­ше вре­ме­ни.

  • Экс­тра­верт. Ко­ман­да экс­тра­вер­та - та, где он может много об­щать­ся, это его вдох­нов­ля­ет.
  • Сен­со­рик. Со­бра­ния по по­во­ду ко­манд­ной ра­бо­ты за­мед­ля­ют ра­бо­ту, а не спо­соб­ству­ют ей.
  • Логик. Ко­ман­да - хо­ро­шее сред­ство до­сти­же­ния цели. Не более. Сим­па­тия не обя­за­тель­на.
  • Ра­ци­о­нал. Ко­ман­да - хо­ро­шо, если она ор­га­ни­зо­ва­на хо­ро­шо и все идет по пра­ви­лам и пла­нам.
  • Ин­тро­верт. Ко­ман­да ин­тро­вер­та - та, где люди спо­кой­но и мол­ча­ли­во тру­дят­ся вме­сте.
  • Ин­ту­ит. Ко­ман­да за­ме­ча­тель­но вдох­нов­ля­ет, но са­мо­му лучше за ней на­блю­дать…
  • Этик. Ко­ман­да - боль­ше, чем сумма людей. Спло­чен­ность и ко­манд­ный дух необ­хо­дим.
  • Ир­ра­ци­о­нал. Ко­ман­ды не долж­ны быть за­ор­га­ни­зо­ва­ны, много пла­нов и пра­вил - явно лиш­нее.