fbpx

Выученная беспомощность Vs. Поисковая активность

Каж­дый че­ло­век хоть раз в жизни ис­пы­ты­вал со­сто­я­ние, когда не мог выйти из гне­ту­ще­го пе­ре­жи­ва­ния, или не уда­ва­лось пре­кра­тить дей­ствия, ко­то­рые не яв­ля­лись эф­фек­тив­ны­ми или, на­про­тив, ини­ци­и­ро­вать то, что яв­ля­ет­ся жиз­нен­но важ­ным. Во всех таких си­ту­а­ци­ях дей­ству­ет один и тот же ме­ха­низм вы­учен­ной бес­по­мощ­но­сти.

Вы­учен­ная бес­по­мощ­ность свя­за­на с труд­но­стью:

  • по­ста­нов­ки цели;
  • ини­ци­и­ро­ва­ния дей­ствия;
  • под­дер­жа­ния пер­во­на­чаль­но­го на­ме­ре­ния;
  • пре­одо­ле­ния пре­пят­ствий.

На­ли­чие вы­учен­ной бес­по­мощ­но­сти у че­ло­ве­ка можно до­ста­точ­но легко опре­де­лить на ос­но­ве слов - мар­ке­ров, упо­треб­ля­е­мых в речи. К таким сло­вам от­но­сят­ся:

  • "Не могу". Про­сить о по­мо­щи, от­ка­зы­вать, найти дру­зей, стро­ить нор­маль­ные от­но­ше­ния, из­ме­нить свое по­ве­де­ние и т.д.
  • "Не хочу". Осо­зна­ние, что я "Не могу", тесно свя­за­но с очень дис­ком­форт­ным со­сто­я­ни­ем. Про­ис­хо­дит транс­фор­ма­ция "Не могу" в "Не хочу" или "Это не мое".
  • "Все­гда". "Взры­ва­юсь" по пу­стя­кам, опаз­ды­ваю на встре­чи ра­бо­ту, вечно все теряю и т. д., то есть "Я такой, какой я есть"...
  • "Ни­ко­гда". Не могу во­вре­мя под­го­то­вить­ся к встре­че, не прошу о по­мо­щи, у меня ни­ко­гда не по­лу­чит­ся спра­вить­ся с этой про­бле­мой и т.д.
  • "Все бес­по­лез­но". Нече­го и пы­тать­ся, ни­ко­гда ни у кого ни­че­го в этой си­ту­а­ции не по­лу­ча­лось, и не такие как я про­бо­ва­ли.
  • "В нашей семье все такие". Се­мей­ные по­сла­ния о спо­соб­но­стях к опре­де­лен­ным на­у­кам, о неудач­ной судь­бе или за­му­же­стве.

За всеми этими сло­ва­ми, скры­ва­ет­ся от­сут­ствие по­зи­тив­но­го опыта, неве­рие в соб­ствен­ные силы, тре­во­га и страх неуда­чи, от­сут­ствие по­зи­тив­но­го про­гно­за и неве­рие в то, что воз­мож­но иное ре­ше­ние си­ту­а­ции.

Бес­по­мощ­ность часто мас­ки­ру­ет­ся за раз­лич­ны­ми со­сто­я­ни­я­ми, ко­то­рые иден­ти­фи­ци­ру­ют как нечто иное, на­при­мер, как чув­ство уста­ло­сти, зло­сти, апа­тии. По­ве­де­ние людей в со­сто­я­нии вы­учен­ной бес­по­мощ­но­сти может быть диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ным. Ос­нов­ны­ми ва­ри­ан­та­ми по­ве­де­ния при бес­по­мощ­но­сти яв­ля­ют­ся:

  • Псев­до­ак­тив­ность;
  • Отказ от де­я­тель­но­сти;
  • Со­сто­я­ние за­тор­мо­жен­но­сти;
  • Де­струк­тив­ное по­ве­де­ние;
  • Суб­ли­ма­ция.

Эти формы по­ве­де­ния вклю­ча­ют­ся ав­то­ма­ти­че­ски, без по­ша­го­во­го раз­бо­ра си­ту­а­ции и вы­ра­бот­ки осо­знан­ной стра­те­гии по­ве­де­ния. Все эти формы по­ве­де­ния могут сме­нять друг друга по мере ис­то­ще­ния ре­сур­сов. Со­сто­я­ние вы­учен­ной бес­по­мощ­но­сти яв­ля­ет­ся пред­по­сыл­кой воз­ник­но­ве­ния за­ви­си­мо­стей, пси­хо­со­ма­ти­че­ских за­бо­ле­ва­ний и де­прес­сий.

К фак­то­рам, пре­пят­ству­ю­щим фор­ми­ро­ва­нию вы­учен­ной бес­по­мощ­но­сти, от­но­сят:

  • Опыт ак­тив­но­го пре­одо­ле­ния труд­но­стей и соб­ствен­но­го по­ис­ко­во­го по­ве­де­ния. Это по­вы­ша­ет со­про­тив­ля­е­мость че­ло­ве­ка к неуда­чам. Легко до­стиг­ну­тый успех, на­про­тив, дет­ре­ни­ру­ет со­про­тив­ля­е­мость и не спо­соб­ству­ет по­вы­ше­нию уве­рен­но­сти в своих силах.
  • Уста­нов­ки от­но­си­тель­но ат­ри­бу­ции. Че­ло­век, по­ла­га­ю­щий, что его удачи слу­чай­ны и обу­слов­ле­ны опре­де­лен­ным сте­че­ни­ем об­сто­я­тельств, а неуда­чи за­ко­но­мер­ны и обу­слов­ле­ны его лич­ны­ми недо­стат­ка­ми, ка­пи­ту­ли­ру­ет перед труд­но­стя­ми и под­вер­жен обу­че­нию бес­по­мощ­но­сти быст­рее, чем че­ло­век с про­ти­во­по­лож­ны­ми уста­нов­ка­ми.
  • Вы­со­кую са­мо­оцен­ку. Че­ло­век при всех об­сто­я­тель­ствах со­хра­ня­ю­щий ува­же­ние к себе, более устой­чив к фор­ми­ро­ва­нию вы­учен­ной бес­по­мощ­но­сти, чем че­ло­век с чув­ством соб­ствен­ной непол­но­цен­но­сти.
  • Оп­ти­мизм. Оп­ти­мизм от­ра­жа­ет веру че­ло­ве­ка в по­зи­тив­ный про­гноз, свя­зан с по­зи­тив­ным мыш­ле­ни­ем и по­то­му яв­ля­ет­ся одним важ­ных фак­то­ров про­ти­во­дей­ствия фор­ми­ро­ва­нию вы­учен­ной бес­по­мощ­но­сти.

Что яв­ля­ет­ся про­ти­во­по­лож­но­стью вы­учен­ной бес­по­мощ­но­сти?

Если на одном по­лю­се би­по­ляр­ной оси на­хо­дит­ся вы­учен­ная бес­по­мощ­ность, то, что будет на дру­гом по­лю­се? Спо­соб­ность к ак­тив­но­му дей­ствию и ис­сле­до­ва­нию си­ту­а­ции - по­ис­ко­вая ак­тив­ность.

По­ис­ко­вая ак­тив­ность, ав­то­ры кон­цеп­ции Вадим Се­ме­но­вич Ро­тен­берг и Ви­та­лий Вуль­фо­вич Ар­шав­ский, - био­ло­ги­че­ски обу­слов­лен­ная форма по­ве­де­ния в усло­ви­ях неопре­де­лен­но­сти, когда че­ло­век не имеет воз­мож­но­сти со сто­про­цент­ной уве­рен­но­стью про­гно­зи­ро­вать ре­зуль­та­ты своей ак­тив­но­сти. Од­на­ко он спо­со­бен адек­ват­но оце­ни­вать каж­дый про­ме­жу­точ­ный ре­зуль­тат на пути к ко­неч­ной цели и со­от­вет­ствен­но ме­нять свое по­ве­де­ние.

По­ис­ко­вая ак­тив­ность, на­прав­лен­ная на из­ме­не­ние си­ту­а­ции в усло­ви­ях неопре­де­лен­но­сти, иг­ра­ет ре­ша­ю­щую роль в адап­та­ции и со­хра­не­нии здо­ро­вья. Про­ти­во­по­лож­ным по­ис­ку яв­ля­ет­ся сте­рео­тип­ное по­ве­де­ние, когда це­поч­ка дей­ствий, бу­дучи за­пу­ще­на, вы­пол­ня­ет­ся уже без от­сле­жи­ва­ния внеш­них и внут­рен­них из­ме­не­ний.

К по­ис­ку не от­но­сят­ся все виды сте­рео­тип­но­го ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­но­го по­ве­де­ния, услов­но-ре­флек­тор­ные дей­ствия: т.е. любое по­ве­де­ние, ре­зуль­тат ко­то­ро­го может быть спро­гно­зи­ро­ва­но с вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью. Неуве­рен­ность в окон­ча­тель­ном ре­зуль­та­те как раз и при­да­ет по­ве­де­нию черты по­ис­ко­во­го, тогда как пол­ная уве­рен­ность в ко­неч­ном ре­зуль­та­те де­ла­ет по­ве­де­ние ав­то­ма­ти­че­ским и сте­рео­тип­ным.

По­ис­ко­вая ак­тив­ность имеет тен­ден­цию к са­мо­раз­ви­тию и под­дер­жа­нию себя самой по за­ко­ну по­ло­жи­тель­ной об­рат­ной связи: при по­ис­ко­вой ак­тив­но­сти вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся те хи­ми­че­ские ве­ще­ства в мозгу, ко­то­рые необ­хо­ди­мы для про­дол­же­ния этой ак­тив­но­сти. Твор­че­ство - это ти­пич­ный об­ра­зец по­ис­ко­вой ак­тив­но­сти, и мозг при этом виде по­ис­ко­вой ак­тив­но­сти не тре­бу­ет до­пол­ни­тель­ной сти­му­ля­ции. Он как бы на­хо­дит­ся на са­мо­обес­пе­че­нии.

Всех людей услов­но можно раз­де­лить на две груп­пы: со слабо и силь­но раз­ви­той по­ис­ко­вой ак­тив­но­стью. Ха­рак­те­ри­сти­ки людей с силь­но и слабо раз­ви­той по­ис­ко­вой ак­тив­но­стью сов­па­да­ют с осо­бен­но­стя­ми по­ве­де­ния лич­но­сти с мо­ти­вом стрем­ле­ния к успе­ху и с мо­ти­вом из­бе­га­ния неуда­чи. Эти осо­бен­но­сти по­ве­де­ния опи­сал David McClelland в рам­ках изу­че­ния мо­ти­ва­ции до­сти­же­ния. Но в целом су­ще­ству­ет до­ми­ни­ру­ю­щий мотив, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий ге­не­раль­ную линию по­ве­де­ния че­ло­ве­ка.

По­ис­ко­вая ак­тив­ность сама по себе тре­бу­ет уси­лий и энер­ге­ти­че­ских за­трат. По-ви­ди­мо­му, имен­но для того, чтобы как-то ском­пен­си­ро­вать и оправ­дать все слож­но­сти и неудоб­ства, при­чи­ня­е­мые че­ло­ве­ку его по­ис­ко­вым по­ве­де­ни­ем, оно ока­за­лось так тесно свя­зан­ным со здо­ро­вьем. Если че­ло­век пре­кра­ща­ет по­ис­ко­вое по­ве­де­ние, осо­бен­но если рань­ше оно было очень вы­ра­же­но, то такой "пе­ре­пад" се­рьез­но бьет по здо­ро­вью: воз­ни­ка­ют так на­зы­ва­е­мые "бо­лез­ни до­сти­же­ния" или "син­дро­мом Мар­ти­на Идена".

По­ис­ко­вая ак­тив­ность - это форма ин­стинк­тив­но­го по­ве­де­ния, ко­то­рая су­ще­ству­ет у нас с рож­де­ния, и в про­цес­се вос­пи­та­ния или раз­ви­ва­ет­ся или бло­ки­ру­ет­ся. При по­дав­ле­нии по­ис­ко­вой ак­тив­но­сти на­ру­ша­ет­ся есте­ствен­ный "ис­сле­до­ва­тель­ский" путь от проб и оши­бок через ин­сайт к но­во­му, твор­че­ски со­здан­но­му ре­ше­нию. Вы­де­ля­ют че­ты­ре ос­нов­ные сферы наи­бо­лее ча­сто­го по­дав­ле­ния по­ис­ка у ре­бен­ка. По­след­ствия этого по­дав­ле­ния не про­хо­дят бес­след­но, и вы­ра­бо­тан­ное в дет­стве со­сто­я­ние бес­по­мощ­но­сти оста­ет­ся в зре­лом воз­расте.

На­при­мер, если по­ис­ко­вая ак­тив­ность ре­бен­ка пре­ры­ва­ет­ся ро­ди­те­лем силь­но и резко, то неко­то­рое время после этого ре­бе­нок на­хо­дит­ся в из­ме­нен­ном со­сто­я­нии со­зна­ния - в лег­ком тран­се. Это со­сто­я­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся некри­тич­но­стью вос­при­я­тия ре­аль­но­сти. Ро­ди­тель, про­из­но­ся­щий рас­те­рян­но­му ре­бен­ку в этот мо­мент свое нра­во­уче­ние, иг­ра­ет роль гип­но­ти­зе­ра, вну­ша­ю­ще­го "фор­му­лу бес­по­мощ­но­сти". Эти фор­му­лы ра­бо­та­ют мно­гие годы, как са­мо­ре­а­ли­зу­ю­ще­е­ся про­ро­че­ство, пре­бы­вая вне кри­ти­ки и осмыс­ле­ния. В се­мей­ной пси­хо­ло­гии их при­ня­то на­зы­вать "ро­ди­тель­ски­ми по­сла­ни­я­ми".

В под­рост­ко­вом пе­ри­о­де куль­тур­ные огра­ни­че­ния ка­са­ют­ся по­ис­ко­вой ак­тив­но­сти в со­ци­аль­ной жизни, по­стро­е­ния от­но­ше­ний, по­ис­ка пре­де­лов до­пу­сти­мо­го по­ве­де­ния. Воз­ни­ка­ю­щая при ее по­дав­ле­нии бес­по­мощ­ность уже пе­ре­жи­ва­ет­ся в со­сто­я­ни­ях апа­тии и де­прес­сии.

Вы­учен­ная бес­по­мощ­ность - это очень слож­ный мно­го­слой­ный фе­но­мен. Неза­ви­си­мо от того, какую "маску" на себя на­де­ва­ет бес­по­мощ­ность и в какой форме она вы­ра­жа­ет­ся, есть неко­то­рые ге­не­раль­ные на­прав­ле­ния, опор­ные точки, с ко­то­ры­ми необ­хо­ди­мо ра­бо­тать, чтобы выйти из этого со­сто­я­ния и за­пу­стить ак­тив­ный поиск. К ним от­но­сят­ся:

  • ак­ти­ви­за­ция же­ла­ний и по­треб­но­стей;
  • по­вы­ше­ние са­мо­оцен­ки;
  • осо­зна­ние своих прав на ошиб­ку, быть собой...
  • осо­зна­ние соб­ствен­ных воз­мож­но­стей;
  • ак­ту­а­ли­за­ция опыта побед и пре­одо­ле­ний труд­но­стей;
  • фор­ми­ро­ва­ние по­зи­тив­но­го про­гно­за;
  • по­ста­нов­ка целей и при­ня­тие на себя от­вет­ствен­но­сти;
  • со­зда­ние стра­те­гии пре­одо­ле­ния пре­пят­ствий;
  • раз­ра­бот­ка по­ша­го­во­го по­ве­де­ния до­сти­же­ния по­став­лен­ных целей;
  • ре­а­ли­за­ция кон­крет­ных шагов в жизни.

Неко­то­рые тех­ни­ки ра­бо­ты по дан­ным на­прав­ле­ни­ям могут при­ме­нять толь­ко пси­хо­ло­ги или коучи, име­ю­щие спе­ци­аль­ную под­го­тов­ку. Но мно­гие при­е­мы и спо­со­бы может ис­поль­зо­вать каж­дый че­ло­век в своей жизни са­мо­сто­я­тель­но.